Недействующий

О краевой целевой программе «Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы» (с изменениями на 1 ноября 2008 года)

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
 ее решения программными методами


Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Доля инвалидов составляет 8% от общей численности населения края.

Среди главных причин инвалидности отмечаются:

общее заболевание - 96,7% в общей структуре причин инвалидности, причем основными являются заболевания системы кровообращения, на втором месте - онкозаболевания, на третьем - травмы;

военная травма - 1,3%;

трудовое увечье - 1,0%;

заболевание, полученное вследствие ликвидации последствий радиационных аварий, - 0,3%.

Доля инвалидов I группы составляет 11,3%, инвалидов II группы - 63,9%, инвалидов III группы - 20,3%. При этом в структуре численности инвалидов в большей степени возрастает количество инвалидов II и III группы, которые при использовании современных методов реабилитации имеют наибольший потенциал для устранения или компенсации ограничений жизнедеятельности.

В целях оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидам в крае по состоянию на 01.12.2005 создано 21 областное и муниципальное учреждение (отделение) социального обслуживания населения, работает  40 домов-интернатов на 5591 стационарное место, в которых обслуживается 86,5% инвалидов от общего контингента проживающих.

Финансирование из областного бюджета на содержание стационарных мест в областных домах-интернатах ежегодно увеличивается, и в 2005 году составило 258600,0 тыс. рублей. Причем средняя стоимость услуг на одного инвалида в доме-интернате составляет 46,9 тыс. рублей в год, тогда как стоимость услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов, в которых оказываются нестационарные услуги, составляет 12,0 тыс. рублей в год.

Несмотря на значительные бюджетные и административные затраты на содержание государственных учреждений, их деятельность недостаточно эффективна. Существуют следующие нерешенные проблемы:

действующая сеть учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5%  инвалидов; ежегодно оперируется более 1500 инвалидов (больных) с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с каждым годом на 14% возрастает число больных с осложненной травмой. Реабилитация этой категории инвалидов (больных) проводится разрозненно, без единой методики и не в полном объеме;

растет очередность на помещение в дома-интернаты, которая составляет 368 человек (в 2004 г. - 341 чел.), на надомное обслуживание очередность составляет 907 человек;

сеть учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, развита лишь в 16 территориях края, что не позволяет обеспечить равные права инвалидов на доступ к услугам по комплексной реабилитации;

произошло снижение в 2 раза по сравнению с 2003 годом численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение;

оснащенность оборудованием и приспособлениями учебно-реабилитационного процесса в специализированных образовательных учреждениях для инвалидов не соответствует стандартам;

оснащенность учреждений, оказывающих услуги по комплексной реабилитации инвалидов, реабилитационным оборудованием составляет только 40%;

обеспеченность учреждений кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем только 36%;

отсутствуют стандарты гарантированных услуг, методика определения тарифов на услуги, методика оценки качества оказываемых услуг, новые малозатратные и высокоэффективные технологии комплексной реабилитации инвалидов;

отсутствует механизм обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры; ограничен доступ инвалидов к информационным и культурным ресурсам;

не используется в реабилитационном процессе потенциал негосударственных и общественных организаций.

Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного  взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках Программы.