____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 24.02.2021 N 105-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 25.02.2021, на официальном сайте Правительства Пермского края https://gov.permkrai.ru - 25.02.2021).
____________________________________________________________________
Во исполнение Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 г. № 03-19/24-3483 «Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации» и в целях оптимизации принятия управленческих решений в области охраны здоровья населения и окружающей среды в Пермском крае
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Рекомендовать проводить учет оценки рисков для здоровья населения и охраны окружающей среды при проведении работ:
по разработке территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
экологических экспертиз в части оценки экологической безопасности населения;
по разработке проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
по разработке проектов предельно допустимых выбросов и санитарно- защитных зон для предприятий первого и второго классов опасности;
по обоснованию сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий всех классов опасности;
по санитарно-эпидемиологическому аудиту;
по определению территории как зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;
по разработке региональных гигиенических нормативов;
по обоснованию приоритетных природоохранных мероприятий;
по разработке целевых региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и здравоохранения.
2. Рекомендовать главному государственному санитарному врачу по Пермскому краю установить порядок применения процедуры оценки рисков для здоровья населения при проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Утвердить прилагаемый Порядок взаимодействия и информационного обмена в деятельности различных ведомств по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в Пермском крае.
4. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, юридическим и физическим лицам представлять информацию организациям, осуществляющим оценку рисков, в соответствии с Порядком, утвержденным п.3 настоящего указа, на безвозмездной основе в объемах, определенных действующим законодательством.
5. Возложить функции по координации информационного обмена между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами на управление по охране окружающей среды Пермской области.
6. Установить, что проведение процедур оценки риска для здоровья населения осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
7. Указ вступает в силу с момента его официального опубликования.
8. Контроль за исполнением указа возложить на заместителя губернатора области, председателя департамента территориального развития Папкова И.В. и заместителя губернатора области, председателя департамента развития человеческого потенциала Сухих В.А.
И.о.губернатора края
Н.Ю.Бухвалов
П О Р Я Д О К
взаимодействия и информационного обмена
в деятельности различных ведомств по оценке риска для здоровья
населения и охраны окружающей среды в Пермском крае
1. Общие положения
Настоящий документ определяет порядок взаимодействия и информационного обмена между основными организациями, принимающими участие в оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды, предназначен для использования всеми субъектами социально-гигиенического и экологического мониторинга в ходе проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека.
2.1. Процедуры оценки риска для здоровья населения выполняются организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
2.2. Органы по оценке риска безвозмездно, в объеме и порядке, установленными действующим законодательством, а также на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями, получают необходимую для различных этапов оценки риска информацию:
2.2.1. От научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и специализированных центров:
результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств бюджетов различных уровней и грантов;
информацию, опубликованную в открытой печати;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
результаты научно-исследовательских работ, выполненных на договорной основе за счет средств организаций и ведомств.
2.2.2. От государственных органов и учреждений, работающих в области охраны окружающей среды и здоровья населения:
информацию, полученную в результате выполнения государственных функций;
данные, представленные от организаций в ходе исполнения ими лицензируемой деятельности;
сведения, включенные в программу экологического и социально-гигиенического мониторинга;
данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды;
информацию, полученную в результате выполнения специальных исследований, не включенных в перечень обязательных государственных функций;
данные, полученные в ходе выполнения организациями специальных исследований и представленные им как заказчику работ.
2.3. Распространение информации о риске для здоровья населения.
2.3.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется органом по оценке риска:
заказчику работ на основаниях и в объеме, предусмотренном договором или соглашением;
органам и лицам, представившим сведения, необходимые для проведения работ по оценке риска, - на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями;
государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения, - в объеме, необходимом для выполнения государственных функций.
2.3.2. Распространение информации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме.
3. Взаимодействие и информационный обмен
на различных этапах оценки риска
3.1. Этап идентификации опасности заключается в качественной характеристике возможных неблагоприятных эффектов воздействия на организм вредных факторов, загрязняющих окружающую среду в рассматриваемой зоне, городе, регионе, которые могут служить потенциальным источником опасности для здоровья проживающего здесь населения.
3.1.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе идентификации опасности:
Организации и | Создаваемая информация для оценки риска |
Научно-исследова-тельские и высшие учебные учреждения гигиенического профиля, специализированные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, учреждения госсанэпидслужбы и аккредитованные в установленном порядке органы по оценке риска | Токсикологические базы данных и регистры опасных для здоровья веществ и факторов среды обитания населения. |
Территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации и лицензированные ими организации, предприятия и учреждения, субъекты хозяйственной деятельности | Данные мониторинга объектов животного мира и среды их обитания в пределах своей компетенции. |
Органы и учреждения Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | Аналитические материалы по окружающей среде и гидрометеорологии в рассматриваемой территории, необходимые для идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения |
Органы и учреждения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору | Информация о качестве среды обитания населения и источниках загрязнения окружающей среды. |
Органы и учреждения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий | Характеристика состояния опасных объектов, обусловливающих потенциально высокий риск экстремального загрязнения окружающей среды |
Пермский областной медицинский информационно-аналитический центр | Данные официальной государственной медицинской статистики в целом по Пермскому краю |
Администрация Пермской области | Сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух. |
3.1.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов.
На основании анализа и обобщения вышеперечисленной информации на этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения должны быть определены:
перечень приоритетных средовых факторов, которые требуют проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;
теоретическое обоснование возможной опасности приоритетных факторов среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая характеристика, включая:
вероятные пути воздействия факторов риска на здоровье населения (объекты окружающей среды, пути поступления);
вероятные эффекты воздействия, в том числе для различных контингентов населения;
описание ситуаций, в которых возможна модификация действия факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения, которые необходимо учитывать при оценке риска.
3.2. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими путями, через какие компоненты окружающей среды, на каком количественном уровне (выраженном как концентрация в этом компоненте и/или как доза), в какое время, при какой периодичности и общей продолжительности имеет место реальное или ожидаемое воздействие конкретного вредного фактора на население с учётом его численности.
3.2.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки экспозиции:
Организации | Создаваемая информация для оценки риска на этапе |
Научно-исследова-тельские и высшие учебные учреждения гигиенического профиля, специализированные учреждения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, учреждения госсанэпидслужбы и аккредитованные в установленном порядке органы по оценке риска | Данные социально-гигиенического мониторинга и специальных исследований, в том числе биомониторинга и мониторинга экспозиций населения к вредным факторам, включая численность и демографические характеристики населения, подверженного воздействию вредных факторов. |
Все участники ведения экологического мониторинга и лицензированные на этот вид деятельности организации и предприятия | Данные мониторинга и специальных исследований по реальной и прогнозируемой количественной и временной характеристике уровней загрязнения объектов окружающей среды и условиям, влияющих на интенсивность воздействия вредных факторов на различные группы населения (метеорологическая и гидрогеологическая обстановка) в местах проведения работ по оценке риска |
Пермский областной медицинский информационно-аналитический центр | Данные официальной государственной медицинской статистики по Пермскому краю, необходимые для оценки экспозиции |
Администрация Пермской области | Статистические и картографические данные учета объектов застройки населенных мест, функционального зонирования территорий, численности и условий жизни и деятельности населения на территориях, где проводится оценка риска. |
3.2.2. Итоги этапа оценки экспозиции.
На основании анализа и обобщения вышеперечисленной информации, включая данные и результаты оценки по этапу идентификации опасности, на этапе оценки экспозиции населения к воздействию вредных факторов должны быть определены:
уровни и время экспозиции различных групп населения к воздействию вредных факторов изучаемых компонентов окружающей среды;
оценка путей экспозиции и их ранжирование уровням и продолжительности воздействия вредных факторов;
социально-демографическая характеристика различных групп населения, включая реальные и прогнозируемые сценарии их поведения и потребления, с оценкой масштабов воздействия вредных факторов на изучаемое население;
описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки экспозиции изучаемых групп населения к воздействию вредных факторов, которые необходимо учитывать при оценке риска.
3.3. Этап оценки зависимости “доза (концентрация) - ответ” заключается в установлении или прогнозировании связи между дозой или концентрацией вредного фактора и относительным числом индивидуумов с количественно определённой выраженностью качественно определённого неблагоприятного эффекта.