Действующий

О концепции областной целевой программы "Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермской области на 2006-2008 годы"

1. Содержание и актуальность проблемы, обоснование необходимости ее решения программными средствами


Актуальность проблемы интеграции инвалидов в общество определяется наличием значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Численность инвалидов составляет 224,7 тыс. человек, то есть 8% от общей численности населения области. Отмечается тенденция к увеличению общего числа инвалидов (приложение, таблица 1). Растет количество граждан, впервые признанных инвалидами (приложение, таблица 2). Превышение среднеобластного показателя первичной инвалидности (107,6 на 10000 взрослого населения) зарегистрировано в 23 территориях области, особенно в городских. Наиболее высокий показатель наблюдается в Ординском районе (198,6 промилле), Кизеле (195,4 промилле) и Соликамском районе (176,2 промилле).


     Среди основных причин инвалидности отмечаются:


общее заболевание - 96,7% в общей структуре причин инвалидности, при этом основными являются заболевания системы

кровообращения, на втором месте - онкозаболевания, на третьем - травматизм;


     военная травма - 1,3 %;

     трудовое увечье - 1,0%;


заболевание, полученное вследствие ликвидации последствий радиационных аварий,- 0,3%.

Доля инвалидов I группы составляет 11,3%, инвалидов II группы - 63,9%, инвалидов III группы - 20,3% (приложение, таблица 3).

В целях оказания услуг по комплексной реабилитации инвалидам в области создано 20 областных и муниципальных учреждений (отделений при муниципальных центрах социального обслуживания населения), работает 32 дома-интерната на 5410 стационарных мест, в которых обслуживается 86,5% инвалидов от общего контингента проживающих.

Финансирование из областного бюджета на содержание стационарных мест ежегодно увеличивается и в 2005 году запланировано 254,6 тыс. рублей. При этом средняя стоимость услуг на одного инвалида в год в доме-интернате составляет 46,2 тыс. рублей в год, тогда как стоимость услуг в учреждениях комплексной реабилитации инвалидов составляет 12,0 тыс. рублей в год.

Несмотря на значительные бюджетные и административные затраты на содержание государственных учреждений, их деятельность недостаточно эффективна. Существуют следующие нерешенные проблемы:

действующая сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов позволяет оказывать услуги, показанные индивидуальными программами реабилитации, только 8,5% инвалидов;

сеть учреждений комплексной реабилитации инвалидов развита лишь в 16 территориях области (приложение, таблица 4), что не позволяет обеспечить равные права инвалидов на доступ к услугам по комплексной реабилитации;

растет очередность на помещение в дома-интернаты, которая составляет в 2005 году 368 человек (в 2004 году - 341 человек), на надомное обслуживание очередность составляет в 2005 году 907 человек;

происходит снижение в 2 раза по сравнению с 2003 годом численности инвалидов, трудоустраиваемых на квотируемые рабочие места и направляемых на профессиональное обучение;

оснащенность оборудованием и приспособлениями учебно-реабилитационного процесса в специализированных образовательных учреждениях для инвалидов не соответствует стандартам;

оснащенность учреждений комплексной реабилитации инвалидов реабилитационным оборудованием составляет только 40%;

обеспеченность учреждений социальной реабилитации инвалидов кадрами, имеющими специальное образование, составляет в среднем только 36%;

отсутствуют стандарты гарантированных услуг, методика определения тарифов на услуги, методика оценки качества оказываемых услуг, новые малозатратные и высокоэффективные технологии комплексной реабилитации инвалидов;

отсутствует механизм обеспечения доступа инвалидов к объектам инфраструктуры; ограничен доступ инвалидов к информационным и культурным ресурсам;

не используется в реабилитационном процессе потенциал негосударственных и общественных организаций.

Эффективное решение данных проблем возможно только при активной государственной поддержке посредством межведомственного взаимодействия и сотрудничества с негосударственными и общественными организациями в рамках Программы.