Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2010 года N 350-п


О внесении изменений в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2009 N 976-п

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Пермского края от 03.04.2018 N 170-п, вступившего в силу через 10 дней после дня официального опубликования, но не ранее 15 марта 2018 года.
____________________________________________________________________



В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жукова от 12 мая 2010 г. N АЖ-П12-29пр

Правительство Пермского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году, утвержденную постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2009 г. N 976-п (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 26.01.2010 N 25-п, от 12.05.2010 N 231-п) изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству финансов Пермского края включить в реестр расходных обязательств Пермского края на 2010 год расходы на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в объемах, предусмотренных Программой

3. Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.



Председатель
Правительства края
 В.А.Сухих



Приложение
к постановлению Правительства Пермского края
от 28 июня 2010 года N 350-п



«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Пермского края
от 23 декабря 2009 года N 976-п

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году


I. Паспорт программы

Наименование Программы

Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году (далее - Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Пермского края

Агентство по занятости населения Пермского края

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации»

Участники Программы

Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, организации Пермского края, работодатели Пермского края, работники, находящиеся под риском увольнения, незанятое население, безработные

Срок реализации Программы

2010 год

Этапы Программы

1 этап - январь-февраль 2010 г. - подготовка к реализации мероприятий Программы;
2 этап - март-декабрь 2010 г. - реализация мероприятий Программы

Цель Программы

Снижение негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждение роста безработицы в Пермском крае

Задачи Программы

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения.
2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест, в том числе для инвалидов.
3. Снижение напряженности на рынках труда моногородов

Основные мероприятия Программы

1. Опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников).
2. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
3. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.
4. Содействие трудоустройству инвалидов.
5. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2010 году - 863,7 млн. рублей, в том числе:

субсидии из федерального бюджета - 812,7 млн. рублей, из них 157,6 млн. рублей - дополнительные средства из резерва субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда монопрофильных поселений Пермского края с высоким уровнем регистрируемой безработицы: г. Красновишерск, Добрянка, Нытва, Очер, п. Теплая Гора, Пашия, Югокамский;
средства бюджета Пермского края - 51,0 млн. рублей, из них 742,0 тыс. рублей - на софинансирование реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда монопрофильных поселений Пермского края с высоким уровнем регистрируемой безработицы

Целевой показатель Программы

Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне 2,8-2,9% к численности экономически активного населения Пермского края (на конец 2010 года)

Показатели результативности Программы

1. Прохождение профессиональной переподготовки (повышение квалификации, обучение новой профессии) - не менее 3744 работников, находящихся под угрозой увольнения, из них 645 чел. - в монопрофильных поселениях с высоким уровнем регистрируемой безработицы.
2. Организация общественных работ и временного трудоустройства для 23 497 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, из них 3897 чел. - в монопрофильных поселениях с высоким уровнем регистрируемой безработицы.
3. Организация стажировки 1210 выпускников образовательных учреждений с участием в стажировке 840 наставников.
4. Возмещение работодателям затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - не менее 400 рабочих мест.
5. Создание не менее 4420 рабочих мест в сфере самозанятости и малого предпринимательства, из них 1410 - в монопрофильных поселениях с высоким уровнем регистрируемой безработицы

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

Управление реализацией Программы осуществляет Агентство по занятости населения Пермского края на основе постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий Программы и Федеральной службой по труду и занятости.
Агентство по занятости населения Пермского края ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу по труду и занятости отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и один раз в год, не позднее 15 января очередного финансового года, отчет о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет Правительство Пермского края


II. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами  


2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края


В течение 2009 года ситуация на рынке труда Пермского края характеризовалась целым рядом негативных процессов, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности. В социально-трудовой сфере это ухудшение проявилось в виде широкого распространения различных форм неполной занятости, усиления процессов высвобождения работников по инициативе работодателя, формирования задолженности по заработной плате, сокращения ее размера.

Вместе с тем в результате реализации комплекса антикризисных мер удалось предотвратить неконтролируемый сброс рабочей силы и массовую безработицу, добиться стабилизации показателей занятости, общей и регистрируемой безработицы.


2.1.1. Высвобождение работающих из экономики


С началом экономического кризиса организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией, вызванных ухудшением рыночной конъюнктуры.

Общая численность работников, получивших предупреждения о возможном высвобождении в январе-декабре 2009 года, составила 40,3 тыс. чел. (в 2,9 раза выше показателя 2008 года), в том числе в г. Перми - 13,2 тыс. чел. (32,9% общих объемов высвобождений по Пермскому краю), Чайковском муниципальном районе - 2,5 тыс. чел., г. Березники - 2,1 тыс. чел., Лысьвенском муниципальном районе - 2,0 тыс. чел., Краснокамском муниципальном районе - 1,8 тыс. чел., Чусовском муниципальном районе - 1,6 тыс. чел. Наибольшая численность высвобождаемых отмечалась в январе-феврале и июне, однако с июля отмечается устойчивая тенденция к ее сокращению (рис.1).

Рисунок 1

Динамика высвобождений из экономики Пермского края в 2007-2009 годах


По видам экономической деятельности наибольшая численность работников, получивших предупреждения о высвобождении в январе-декабре 2009 года, приходится на обрабатывающие производства (классы 15-37) - 15,3 тыс. чел. (38,0% общих объемов высвобождений по всем видам экономической деятельности), из них класс 29 «Производство машин и оборудования» - 3,7 тыс. чел., класс 31 «Производство электрических машин и электрооборудования» - 2,6 тыс. чел., класс 27 «Металлургическое производство» - 2,4 тыс. чел., класс 21 «Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них» - 1,3 тыс. чел., класс 24 «Химическое производство» - 1,3 тыс. чел.

По классу 40 «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды» численность высвобождаемых составила 1,8 тыс. чел., по классу 45 «Строительство» - 1,7 тыс. чел., по классу 60 «Деятельность сухопутного транспорта» - 1,5 тыс. чел., по классам 70 «Операции с недвижимым имуществом» и 01 «Сельское хозяйство» - по 1,1 тыс. чел.


2.1.2. Массовые высвобождения и неполная занятость


По данным еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников (далее - Мониторинг), проводимого Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство), массовые высвобождения и неполная занятость наиболее интенсивно возрастали в начале 2009 года, однако с июля начался процесс их стабилизации.

Наиболее крупные массовые высвобождения отмечены в течение года на следующих предприятиях: ОАО ПАО «Инкар» - 2027 чел., ООО «Камский кабель» - 2004 чел., ОАО «Чусовской металлургический завод» - 906 чел., ООО «Завод строительно-дорожных машин» - 638 чел., ОАО «НПО горного и нефтяного машиностроения» - 608 чел., ООО «Металлургический завод «Камасталь» - 500 чел., ООО «Лысьвенский завод тяжелого машиностроения «Привод» - 498 чел., ОАО «Кунгурский машзавод» - 491 чел., ООО «Технология-сервис» - 440 чел., ООО «Арматурный завод «ЮГОКАМА» - 439 чел., ОАО «Гипсополимер» - 435 чел., ОАО «Акционерная компания «Лысьвенский металлургический завод» - 433 чел., ОАО «Пермский завод «Машиностроитель» - 430 чел., ОАО «Целлюлозно-бумажный комбинат «Кама» - 409 чел.

В целом по Пермскому краю за период проведения Мониторинга (с 01 октября 2008 года) уведомления о планируемом увольнении получили 23,4 тыс. работников включенных в него организаций.

Из числа получивших уведомления о планируемом увольнении 15,9 тыс. чел. уже уволено (68,0% от числа получивших уведомления о высвобождении), в т.ч.:

4,6 тыс. чел. трудоустроено, из них 2,1 тыс. чел. - на своих предприятиях (9,0% от числа получивших уведомления о высвобождении);

1,9 тыс. чел. оформлена трудовая пенсия по старости;

8,4 тыс. чел. обратились в краевые органы службы занятости (52,8% от числа уволенных), в т.ч. 5,5 тыс. чел. признано безработными.

В настоящее время в Мониторинг входит 420 организаций Пермского края с численностью работников 129,1 тыс. чел., заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, т.е. в сферу массовых высвобождений и неполной занятости вовлечено не более 9,5% от численности занятого населения Пермского края.

За период проведения Мониторинга из него выбыло 145 организаций в связи с нормализацией ситуации и снятием риска высвобождения работников.

Численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, также стабилизировалась и составляет 5,3 тыс. чел. (январь - 8,8 тыс. чел.), работающих неполное рабочее время - 29,7 тыс. чел. (апрель - 60,0 тыс. чел.), численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, - 0,5 тыс. чел.


2.1.3. Задолженность по выплате заработной платы


В начале 2009 года суммарная задолженность организаций по заработной плате в целом по Пермскому краю составляла 70,9 млн. рублей, к началу июля она возросла в 2,5 раза - до 173,9 млн. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 121,8 млн. рублей, в строительстве - 27,3 млн. рублей, в сельском хозяйстве и лесозаготовках - 17,0 млн. рублей.

Благодаря предпринятым органами власти всех уровней мерам по борьбе с невыплатами заработной платы тенденцию роста задолженности по заработной плате удалось переломить: на 1 декабря 2009 года она сократилась до 129,8 млн. рублей, или на 25,3%. Наиболее существенная задолженность сохранилась в обрабатывающих производствах (72,5 млн. рублей, или 55,9% от общего объема задолженности), сельском хозяйстве и лесозаготовках (27,9 млн. рублей, или 21,5%), строительстве (115,9 млн. рублей, или 12,3%).

По состоянию на 1 декабря 2009 года бюджетная задолженность по оплате труда составила 377 тыс. рублей. Весь объем бюджетного недофинансирования приходился на бюджет субъектов Российской Федерации.

Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, на 1 декабря 2009 года составила 9,8 тыс. чел.

Размер просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 1 декабря 2009 года, составил 96,4% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. В расчете на одного работника сумма просроченной задолженности сложилась в размере 13200 рублей.


2.1.4. Состояние рынка труда


В ноябре-декабре 2008 года и I квартале 2009 года ситуация на рынке труда Пермского края под воздействием кризисных явлений в экономике существенно обострилась, что выразилось в резком ухудшении показателей общей и регистрируемой безработицы, а также в существенном росте обращаемости жителей Пермского края в государственные учреждения центры занятости населения городов и районов Пермского края (далее - ГУ ЦЗН) за содействием в поиске работы.

В течение 2009 года по сравнению с соответствующими показателями прошлого года:

численность граждан, зарегистрированных в ГУ ЦЗН в качестве ищущих работу, возросла на 51,2% и составила 186,1 тыс. чел. Это самый высокий показатель за весь период существования государственной службы занятости населения Пермского края (с 1991 года);

из общего числа обратившихся за содействием в поиске работы численность незанятых граждан возросла еще значительнее - на 70,7%, составив 159,4 тыс. чел. (что также выше всех годовых значений с 1991 года);

численность граждан, признанных в установленном порядке безработными, возросла в 2,1 раза и достигла 100,1 тыс. чел.

Особенно значительный рост регистрируемой безработицы отмечен в крупных экономически развитых территориях, наиболее пострадавших в ходе кризиса. К их числу относятся г. Пермь (рост численности безработных с начала 2009 года составил 3,5 раза), Добрянский муниципальный район (2,5 раза), г. Соликамск (2,5 раза), Пермский муниципальный район (2,4 раза), г. Березники (2,2 раза), Чайковский муниципальный район (2,1 раза), Краснокамский муниципальный район (2,1 раза) при среднем росте численности безработных по Пермскому краю в 1,6 раза. При этом в 21-м муниципальном образовании численность безработных с начала года практически не изменилась.

Вместе с тем ситуация на рынке труда Пермского края с середины II квартала 2009 года начитает улучшаться, что подтверждается данными Росстата по показателям общей (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) и регистрируемой безработицы в Пермском крае (по данным ГУ ЦЗН) (табл. 1).


Таблица 1


Динамика показателей общей и регистрируемой безработицы в Пермском крае в 2008-2009 годах (тыс. чел.)

Период

Экономически
активное
население
(ЭАН)

В том числе:

Уровень безработицы, в % к ЭАН

занятые

безработные

общей (по МОТ)

регистрируемой

всего
(по МОТ)

зарегистрированные в ГУ ЦЗН

доля зарегистрированных в ГУ ЦЗН, %

1

2

3

4

5

6

7

8

Май 2008 года

1449

1345

104

19,4

18,7

7,2

1,3

Август 2008 года

1451

1342

109

18,7

17,2

7,5

1,3

Ноябрь 2008 года

1447

1324

123

22,2

18,0

8,5

1,5

Февраль 2009 года

1460,2

1291,1

169,0

42,2

25,0

11,6

2,9

Май 2009 года

1399,9

1254,6

145,3

47,8

32,9

10,4

3,5

Август 2009 года

1531,4

1414,9

116,6

47,3

40,6

7,6

3,0

Сентябрь 2009 года

1483,8

1360,4

123,4

46,0

37,2

8,3

3,1

Октябрь 2009 года

1441,9

1310,2

131,8

46,3

35,1

9,1

3,2

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»