Концепция разработана в развитие программ «Дети Прикамья», «Семья и дети Прикамья», которые последовательно работают с 1992 г. по настоящее время.
Эти целевые программы позволили создать эффективный межведомственный государственный и общественный механизм системного влияния на социальные проблемы семьи и детей Прикамья.
О результативности программ свидетельствуют следующие показатели:
снижен показатель материнской смертности до 9,9 на 100 тыс. живорожденных (2002 г. - 23,7, 2003 г. - 36,7, показатель по Российской Федерации - 33,6);
снижен показатель перинатальной смертности до 10,2‰ (2002 г. - 11,9‰, 2003 г. - 10,5‰; показатель по Российской Федерации - 12,08‰);
снижен показатель младенческой смертности до 11,9‰ (2002 г. - 13,9‰, 2003 г. - 13,9‰, показатель по Российской Федерации - 13,3‰);
уменьшилось количество детей-инвалидов, численность которых в 2004 г. составила 10 539 человек (2002 г. - 12 421, 2003 г. - 11 608);
увеличен показатель семейного устройства детей (2004 г. - 12 301 человек, 2003 г. - 11 169 человек); закрыто 4 детских дома в связи с передачей детей на воспитание в семьи;
уменьшилось на 5,8% количество безнадзорных детей, уменьшилось на 24,8% количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;
увеличилось количество детей -участников всероссийских и международных олимпиад и конкурсов, расширилась география их участия. (1)
______________________________________________________
(1) Данные приведены в соответствии с ежегодным докладом «О положении детей в Пермской области в 2004 году».
Наряду с позитивными изменениями в Пермской области продолжают нарастать следующие негативные тенденции:
снижение доли здоровых детей, особенно в экологически неблагоприятных территориях, рост хронизации патологии и заболеваемости детского населения (показатель общей заболеваемости детей в 2004 г. увеличился и составил 2250,7 на 1000 детей; 2003 г. - 2149,1; 2002 г. - 2134,8; 2001 г. - 2082,0);
ухудшение репродуктивного здоровья женщин фертильного возраста (заболеваемость женского населения в 2002 г. - 13,2%; 2003 г. - 14,7%; 2004 г. - 16,1%);
увеличение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2002 г. - 3700; 2003 г. - 3850; 2004 г. - 3899);
увеличение процента «социальных сирот» в структуре выявленных детей-сирот (2001 г. - 76%; 2002 г. - 81%; 2003 г. - 83%; 2004 г. - 81%);
сохранение высокого уровня подростковой преступности и бродяжничества (рост преступности по итогам 2004 года-27,3%; ежегодный прирост числа детей, находящихся в розыске - 5% в год);
высокий уровень суицидальной активности детского населения (53 завершенных и 213 суицидальных попыток в 2004 году, 2003г. - 48 и 115 соответственно);
сохранение высокого процента незанятых несовершеннолетних (не учащихся, неработающих).
Главными недостатками действующей системы управления этими процессами являются:
отсутствие системы целенаправленных государственно-общественных действий по ранней профилактике неблагополучия и кризиса семьи, что ведет к нарушениям физического, психического, социального здоровья и развития детей;
незавершенность работы по созданию эффективной системы вторичной профилактики негативных явлений в детской среде в части обеспечения права детей на семью посредством:
устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и на усыновление;
переноса «центра тяжести» с работы с детьми на эффективные межведомственные технологии по сохранению родной семьи ребенка на разных этапах кризиса;
отсутствие эффективных межведомственных технологий по адаптации выпускников интернатных и исправительно-трудовых учреждений, которые являются основной «группой риска», воспроизводящей неблагоприятные тенденции в детской среде.
Эти недостатки, помимо роста негативных социальных показателей, приводят к ежегодной потере экономикой региона сотен миллионов рублей.(2)
_____________________________________________________
(2) Расчет произведен Пермской Гражданской палатой см. Реформирование системы профилактики социального сиротства в Пермской области / сборник материалов по итогам реализации социального проекта. Пермь, 2004, стр. 4