Действующий

О концепции жилищной политики в Пермской области на 2003-2010 годы


4.1.2. Задачи и пути реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства Пермской области


Для достижения поставленной цели и решения перечисленных проблем ЖКХ должны быть решены следующие основные задачи:

совершенствование системы управления жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства, обеспечение ответственности организаций, управляющих жилищным фондом, перед нанимателями и собственниками жилых помещений;

реализация реформы прав собственности на жилье;

совершенствование тарифной политики;

обеспечение адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.


Совершенствование системы управления жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства

1. Эффективное управление жилищным фондом прежде всего предполагает децентрализацию и демонополизацию системы управления жилищным фондом, развитие конкуренции в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.

Управление жилищным фондом может осуществляться различными способами. Принципиальное деление жилищного фонда по способам управления состоит в следующем:

1) жилищный фонд, управляемый муниципальными управляющими организациями (здесь должен остаться лишь жилищный фонд, который невозможно передать в управление частным организациям из-за отсутствия перспектив обеспечения рентабельной деятельности);

2) жилищный фонд, управляемый частными компаниями, которым жилищный фонд передается на конкурсной основе с определением количественной квоты;

3) жилищный фонд, находящийся в управлении товариществ собственников жилья.

Функционирование всех вышеуказанных форм управления должно осуществляться на основе единых принципов:

минимизация затрат на управление (включая содержание управленческого аппарата);

для эффективной управляемости и контроля осуществляется квотирование предельного количества площади жилищного фонда, находящегося в управлении, вне зависимости от форм управления;

формирование реальных договорных отношений между собственником жилья, компаниями, управляющими жилищным фондом, подрядчиками и поставщиками ресурсов и услуг позволит создать конкурентную среду в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда. Заключение договоров необходимо производить на конкретные объемы работ;

необходимо освободить управляющие компании от несвойственных им функций (обеспечение паспортно-регистрационной функции);

формирование новых принципов движения финансовых потоков:

а) введение пообъектного (подомового) учета финансовых средств;

б) денежные средства, полученные управляющими компаниями от оказания гражданам дополнительных услуг, не входящих в состав тарифа, в полном объеме должны поступать в распоряжение управляющих компаний и использоваться им самостоятельно, без равноценного уменьшения бюджетных дотаций;

в) размер вознаграждения управляющих жилищным фондом за осуществление функций управления жилищным фондом должен быть поставлен в зависимость от качества услуг и уровня сбора платы с населения. Управляющий должен обеспечить целевое и рациональное использование платы граждан за жилье;

г) при любых формах управления сохраняется предусмотренное бюджетным законодательством бюджетное финансирование по всем предоставляемым жилищно-коммунальным услугам;

контрольные функции за содержанием жилищного фонда независимо от формы собственности осуществляет государственная жилищная инспекция.

2. Первоочередными мерами по повышению эффективности управления объектами коммунального хозяйства являются:

приватизация отдельных объектов коммунального хозяйства при сохранении регулирующей роли государства за естественными монополистами;

возможная передача теплоснабжающих и водоканализационных производств в концессию с условием их реконструкции и модернизации.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, снижены расходы на его содержание и тем самым будут привлечены дополнительные финансовые ресурсы для его модернизации.