4.1.2. Задачи и пути реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства Пермской области
Для достижения поставленной цели и решения перечисленных проблем ЖКХ должны быть решены следующие основные задачи:
совершенствование системы управления жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства, обеспечение ответственности организаций, управляющих жилищным фондом, перед нанимателями и собственниками жилых помещений;
реализация реформы прав собственности на жилье;
совершенствование тарифной политики;
обеспечение адресной социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Совершенствование системы управления жилищным фондом и объектами коммунального хозяйства
1. Эффективное управление жилищным фондом прежде всего предполагает децентрализацию и демонополизацию системы управления жилищным фондом, развитие конкуренции в сфере управления и обслуживания жилищного фонда.
Управление жилищным фондом может осуществляться различными способами. Принципиальное деление жилищного фонда по способам управления состоит в следующем:
1) жилищный фонд, управляемый муниципальными управляющими организациями (здесь должен остаться лишь жилищный фонд, который невозможно передать в управление частным организациям из-за отсутствия перспектив обеспечения рентабельной деятельности);
2) жилищный фонд, управляемый частными компаниями, которым жилищный фонд передается на конкурсной основе с определением количественной квоты;
3) жилищный фонд, находящийся в управлении товариществ собственников жилья.
Функционирование всех вышеуказанных форм управления должно осуществляться на основе единых принципов:
минимизация затрат на управление (включая содержание управленческого аппарата);
для эффективной управляемости и контроля осуществляется квотирование предельного количества площади жилищного фонда, находящегося в управлении, вне зависимости от форм управления;
формирование реальных договорных отношений между собственником жилья, компаниями, управляющими жилищным фондом, подрядчиками и поставщиками ресурсов и услуг позволит создать конкурентную среду в сфере управления, содержания и ремонта жилищного фонда. Заключение договоров необходимо производить на конкретные объемы работ;
необходимо освободить управляющие компании от несвойственных им функций (обеспечение паспортно-регистрационной функции);
формирование новых принципов движения финансовых потоков:
а) введение пообъектного (подомового) учета финансовых средств;
б) денежные средства, полученные управляющими компаниями от оказания гражданам дополнительных услуг, не входящих в состав тарифа, в полном объеме должны поступать в распоряжение управляющих компаний и использоваться им самостоятельно, без равноценного уменьшения бюджетных дотаций;
в) размер вознаграждения управляющих жилищным фондом за осуществление функций управления жилищным фондом должен быть поставлен в зависимость от качества услуг и уровня сбора платы с населения. Управляющий должен обеспечить целевое и рациональное использование платы граждан за жилье;
г) при любых формах управления сохраняется предусмотренное бюджетным законодательством бюджетное финансирование по всем предоставляемым жилищно-коммунальным услугам;
контрольные функции за содержанием жилищного фонда независимо от формы собственности осуществляет государственная жилищная инспекция.
2. Первоочередными мерами по повышению эффективности управления объектами коммунального хозяйства являются:
приватизация отдельных объектов коммунального хозяйства при сохранении регулирующей роли государства за естественными монополистами;
возможная передача теплоснабжающих и водоканализационных производств в концессию с условием их реконструкции и модернизации.
В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, снижены расходы на его содержание и тем самым будут привлечены дополнительные финансовые ресурсы для его модернизации.