4.3.2. Развитие системы предоставления гражданам жилых помещений на условиях социального и коммерческого найма (аренды)
Реформирование системы предоставления жилья гражданам заключается во введении института государственного и муниципального жилищного фонда социального и коммерческого использования (предоставляемого на основе договоров социального и коммерческого найма /аренды/), введении законодательных норм о санкциях за неуплату жилья, предоставляемого в наем, создании условий для развития частного арендного фонда жилья.
Социальный найм дает возможность жителям, проживающим в жилом фонде, предоставляемом на условиях социального найма, бесплатно приватизировать занимаемое жилье, получать субсидии по оплате коммунальных услуг и долгосрочные кредиты на льготных условиях, а также безвозмездные субсидии за счет бюджета на строительство или приобретение жилища.
Коммерческий найм (аренда) не имеет социального характера и предполагает повышенный уровень комфортности жилья в соответствии с уровнем доходов граждан, в нем нуждающихся, при этом наниматель вносит плату за жилищные, коммунальные и иные услуги в полном размере.
Граждане, проживающие в жилом помещении по договору коммерческого найма (аренды), не имеют права бесплатно приватизировать его. Такое жилье может быть выкуплено.
Жилые помещения по договору коммерческого найма (аренды) не предоставляются семьям малоимущих граждан, ветеранов, инвалидов и иных граждан, которые в соответствии с федеральным и областным законодательством должны обеспечиваться жилыми помещениями на условиях социального найма.
Основными проблемами предоставления жилья гражданам на условиях социального и коммерческого найма (аренды) на сегодняшний день являются следующие:
государственный и муниципальный жилищный фонд социального использования, предоставляемый по договору социального найма (социальное жилье) пока еще не выполняет своей функции обеспечения конституционных социальных гарантий прав на жилье, в первую очередь, для малоимущих граждан. Это связано с необходимостью выполнения государством взятых на себя ранее обязательств перед первоочередниками на улучшение жилищных условий и невозможностью ущемления прав квартиросъемщиков, уже занимающих государственное или муниципальное жилье;
остается равнозначность прав квартиросъемщиков и собственников (что подтверждается нежеланием граждан приватизировать занимаемое жилье);
отсутствует законодательное закрепление доли государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору коммерческого найма (аренды), что не позволяет эффективно использовать средства, предназначенные на содержание и строительство государственного и муниципального жилья;
медленно развивается частный арендный фонд (жилищный фонд, находящийся в частной собственности и предоставляемый по договору коммерческого найма (аренды), что связано с ограниченным спросом на такое жилье в условиях высокого уровня субсидирования оплаты жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде и низким уровнем жизни населения области.
Для решения этих проблем необходимо проведение целого ряда первоочередных мер, включающих:
введение новых принципов предоставления и использования жилья на условиях социального и коммерческого найма (аренды);
разработку системы, направленной на определение размера платы за найм жилья различного уровня комфортности;
правовое установление доли государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору коммерческого найма (аренды);
формирование социально приемлемых переходных механизмов, направленных на поощрение граждан с достаточными доходами к улучшению жилищных условий на рынке жилья;
создание условий для развития частного арендного жилого фонда.
Развитие системы предоставления гражданам жилых помещений позволит обеспечить существование фонда для временного проживания граждан, снизить число нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечить наличие на рынке жилья различных потребительских свойств и качеств.