Действующий

О концепции развития туризма в Пермской области на 2005-2010 годы


1. Современное состояние и проблемы развития туризма в Пермской области

Пермская область обладает значительным культурным, историческим и природным потенциалом, способным стать мощным ресурсом для развития внутреннего и въездного туризма. Разнообразие природно-ландшафтных объектов, концентрация памятников культурного наследия, уровень развития отдельных территорий области позволяют позиционировать Прикамье как регион, имеющий все предпосылки для становления и развития туристской отрасли.

Однако, несмотря на то, что туристские возможности Пермской области достаточно велики, туризм в общей структуре хозяйства, экономики и социальной жизни остается востребованным не в полной мере. Этот важный сектор экономики, являющийся одной из высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства, в нашем регионе до сих пор не оказывает необходимого влияния на развитие области как по качественным, так и по количественным характеристикам. Как следствие, Пермская область занимает незначительное место на российском и мировом туристских рынках.

Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, в настоящее время являются:

неразвитая туристская инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, особенно транспортных средств, острый дефицит гостиниц  с современным уровнем комфорта и обслуживания;

отсутствие в регионе благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иные объекты  туристской индустрии;

невысокое качество обслуживания в сфере туристской индустрии в связи с низким уровнем подготовки кадров;

отсутствие целенаправленной рекламы туристских возможностей региона в России и за рубежом.

Недостаточному уровню развития туризма в Пермской области способствует целый ряд специфичных для региона причин:

неизвестность Прикамья за его пределами: Пермская область долгий период была закрыта для въезда и, в результате, на сегодняшний день  непопулярна ни  в России, ни в мире;

образ Пермской области, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации исключительно как промышленного, индустриального региона, неблагоприятного для туризма;

отсутствие узнаваемого облика, брэнда Прикамья, отражающего его неповторимый  потенциал как региона, благоприятного для отдыха и путешествий;

несовершенство нормативно-правовой базы по развитию туризма на территории Пермской области;

отсутствие эффективного механизма и системы органов государственного и муниципального регулирования туристской отрасли на территории региона;

недостаточное информационное освещение внутриотраслевой  деятельности - богатый событийный ряд слабо представлен, информация разрознена и мало доступна как для туристов, гостей города, так и для местных жителей. Отсутствует туристическая и справочная информация на вокзалах и въездах области;

отсутствие  механизмов использования и продвижения перспективных туристских направлений области;

недостаточная изученность туристских ресурсов области;

отсутствие правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и аттестации деятельности экскурсоводов делает непрофессиональным подход к изучению и подаче экскурсионного продукта. Деятельность музеев требует внедрения новаторских решений и современных методов управления;

отсутствие научных, достоверных статистических данных, результатов маркетинговых исследований, позволяющих прогнозировать развитие туристского рынка, оценивать меняющийся потенциал развития туризма и состояние туристских ресурсов;

слабая развитость сувенирной торговли на местах, а в ряде местностей ее отсутствие. Не используются возможности продажи продукции местных производителей. Отсутствует центр (объединение) производителей народных промыслов;

низкая транспортная доступность северных районов области. Транспортировку туристских групп  в некоторые северные районы можно осуществлять лишь воздушным (вертолетным) либо водным транспортом.