Подготовка инвестиционных площадок для привлечения инвесторов
В силу сложившейся в области технологии лесозаготовок и основных деревоперерабатывающих производств 22% (995 тыс.м(3)) от заготавливаемого в области ликвидного сырья (4476 тыс.м(3)) остается невостребованным и еще около 11% от общего объема заготавливаемой в области древесины уходит в отходы. Таким образом, треть заготавливаемой древесины не находит применения. Одновременно в область завозится до 1000 тыс.м(3) древесины (до 25% от ликвидной по области), которая идет в основном на нужды фанерного и целлюлозно-бумажного производств.
С учетом этого дисбаланса, а также в силу общего увеличения объема лесозаготовок в результате реализации Программы, в Пермской области до 2010 года могут быть размещены новые крупные производства:
не менее одного нового целлюлозно-бумажного комбината, специализирующегося на выпуске не производящихся в Пермской области видов бумаги (офисная, мелованная и т.п.) на базе переработки невостребованной в настоящее время в области лиственной древесины;
не менее двух новых предприятий по производству плит, использующих для переработки невостребованное в настоящее время в области низкосортное и лиственное сырье.
Размещение этих крупных производств требует значительных капитальных вложений, которые могут быть осуществлены только при условии привлеченных инвестиций. При этом инвесторами могут стать пермские предприятия/предприниматели, действующие в других отраслях экономики и желающие диверсифицировать свой бизнес-портфель, российские предприятия/предприниматели, либо имеющие бизнес в лесной промышленности в других регионах и расширяющие его, либо желающие диверсифицировать свой бизнес-портфель, а также иностранные профильные инвесторы.
Для привлечения инвесторов необходима предварительная подготовка возможных инвестиционных площадок и их последующее продвижение.
Подготовка инвестиционных площадок является стандартной процедурой, включающей в себя:
анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс в области;
решение юридических вопросов по земле и недвижимости;
описание инвестиционной площадки с учетом располагаемой инженерной инфраструктуры;
подготовку необходимых нормативных правовых документов по предоставлению инвестору необходимых преференций и т.п. (при условии выдвижения действующего предприятия в качестве инвестиционной площадки необходима разработка бизнес-плана).
Наиболее развитая инженерная и транспортно-логистическая инфраструктура в Пермской области имеется в районах традиционного размещения промышленных производств, в которых проходят также основные транспортные коридоры: г.Пермь, г.Березники, г.Добрянка, г.Краснокамск, г.Кунгур, г.Лысьва, г.Соликамск, г.Чайковский, г.Чусовой, Кунгурский, Нытвенский, Соликамский районы.
Размещение новых производств может рассматриваться также на других территориях, по которым проходят транспортные коридоры федерального значения: Верещагинский, Горнозаводский, Карагайский, Кишертский, Октябрьский, Очерский и Суксунский районы.
Согласно результатам анализа размещения трудовых ресурсов в городах и районах Пермской области общая численность населения Пермской области составляет 2,82 млн.человек, из них в трудоспособном возрасте находится 1,79 млн.человек. Из этого количества численность занятых в экономике - 1,01 млн.человек (данные 2002 года).
Потребность же в рабочей силе для новых предприятий с учетом адекватного увеличения объемов лесозаготовок составит 5,0-5,5 тыс.человек. Наличие свободных трудовых ресурсов, решение социальных вопросов, использование современной техники и оборудования с высоким уровнем механизации и автоматизации будут способствовать решению кадровых вопросов.
Анализ использования расчетной лесосеки по районам Пермской области показывает, что наибольшие остатки нераспределенной расчетной лесосеки (более 1 млн.м (3)) имеются в Красновишерском и Чердынском районах.
Вторую группу территорий со значительными неиспользованными лесными ресурсами (от 200 до 350 тыс. м.(3)) составляют: г.Добрянка, г.Чусовой, Бардымский, Березовский, Горнозаводский, Октябрьский, Сивинский, Соликамский, Усольский районы.
В целом по расчетной лесосеке лидируют такие районы (более 1 млн. м(3)), как: Горнозаводский, Чердынский, Красновишерский.
Вторую группу (от 400 тыс.м(3)) составляют территории городов и районов: г.Александровск, г.Лысьва, Октябрьский, Соликамский, Усольский районы и близкий к ним г.Чусовой (397 тыс. м (3)), а также Нытвенский район.
Наибольшая близость к водным ресурсам обеспечивается в районах, граничащих с водохранилищами рек Кама и Чусовая.
С точки зрения близости к энергетическим ресурсам все районы Пермской области могут быть базой под инвестиционные площадки.
С учетом проведенного анализа наилучшими районами для размещения предполагаемых инвестиционных площадок (с учетом наличия существующих деревоперерабатывающих производств в данных районах) являются: г.Александровск, г.Добрянка, г.Лысьва, г.Чусовой, Горнозаводский, Нытвенский, Октябрьский районы.
Город Соликамск является местом расположения крупнейшего в области и на Урале ОАО "Соликамскбумпром". Город Пермь, Пермский и Краснокамский районы также имеют действующие крупные деревообрабатывающие предприятия. Кроме того, в этих районах и г.Перми из-за высокой концентрации промышленного производства имеется повышенный спрос на рабочую силу. В Красновишерском районе в силу его удаленности от основных транспортных путей, недостаточной развитости инженерной инфраструктуры и небольшого количества трудовых ресурсов в самом районе и в районах, прилегающих к нему, нецелесообразно размещать крупные лесоперерабатывающие производства.
Таким образом, на сегодняшний день существуют такие потенциальные инвестиционные площадки:
Для размещения плитных производств: п. Яйва (г.Александровск), на площадях бывшего Яйвинского ДСК; пос.Лямино (г.Чусовой), на площадях Ляминского ДСК; г.Гремячинск; Октябрьский район (пос. Сарс); Нытвенский район (пос. Уральский).
Для размещения целлюлозно-бумажного производства: г.Добрянка, г.Чайковский.
Подготовка инвестиционных площадок осуществляется в течение срока действия первого этапа реализации Программы. (в редакции Закона Пермского края от 12 мая 2006 года N 2989-670)