(с изменениями на 4 октября 2010 года)
(редакция, действующая с 22 октября 2010 года)
____________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермского края от 12 мая 2006 года N 2989-670 (Газета "Российская газета" от 23 мая 2006 года N 107 (4073), Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области от 13 июня 2006 года N 6 (130)) (вступает в силу с 3 июня 2006 года);
Законом Пермского края от 5 июля 2007 года N 64-ПК (Газета "Российская газета" от 13 июля 2007 года N 150 (4413), Собрание Законодательства Пермского края I часть от 21 августа 2007 года N 8 (8)) (вступает в силу с 24 июля 2007 года);
Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК ("Российская газета" N 265 от 26 декабря 2008 года) (вступает в силу с 27 декабря 2008 года);
Законом Пермского края от 30 декабря 2008 года N 369-ПК ("Российская газета" N 3 (4827) от 15 января 2009 года) (вступает в силу с 26 января 2009 года);
Законом Пермского края от 4 октября 2010 года N 693-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 40 от 11 октября 2010 года) (вступает в силу с 22 октября 2010 года).
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Действие закона приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 70 200,0 тыс.рублей, не предусмотренном приложением 9 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в объеме 90 500,0 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Действие настоящего Закона распространено на территорию Пермского края с 15 января 2009 года на основании Закона Пермского края от 30 декабря 2008 года N 369-ПК
____________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 23 сентября 2004 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы" (прилагается).
Статья 2
Объем финансирования областной целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы" из областного бюджета определять ежегодно при его формировании отдельной строкой.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о.губернатора
Пермской области
О.А.Чиркунов
от 07.10.2004 N 1617-327
Областная целевая программа
"Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы"
Паспорт программы
_________________________________________________________
Паспорт Программы в редакции Законов Пермского края от 12 мая 2006 года N 2989-670, от 5 июля 2007 года N 64-ПК, от 30 декабря 2008 года N 369-ПК
_________________________________________________________
1. | Наименование Программы | Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы | ||||||||
2. | Государственный заказчик Программы | Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края | ||||||||
3. | Разработчик Программы | Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектный институт экономики, организации управления производством и информации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности» (ОАО «НИПИЭИлеспром», г. Москва) | ||||||||
4. | Руководитель Программы | Заместитель губернатора области, курирующий вопросы лесопромышленного комплекса | ||||||||
5. | Исполнители Программы | Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края, Дорожное агентство Пермского края, Министерство природных ресурсов Пермского края, Агентство по природопользованию Пермского края | ||||||||
6. | Участники Программы | Министерство природных ресурсов Пермского края, департамент экономического развития Аппарата Правительства Пермского края, Агентство по природопользованию Пермского края | ||||||||
7. | Цель Программы (в редакции Закона Пермского края от 4 октября 2010 года N 693-ПК) | Повышение доходов населения Пермского края, рост качества жизни и развитие лесных территорий Пермского края в результате роста конкурентоспособности лесопромышленного комплекса Пермского края | ||||||||
8. | Сроки и этапы реализации | Срок реализации Программы - 2004-2010 годы | ||||||||
9. | Общая стоимость Программы с расшифровкой по источникам финансирования | Общая потребность в финансовом обеспечении на реализацию Программы - 22904,9 млн. руб., | ||||||||
10. | Контроль за реализацией Программы | Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области, главное управление финансов и налоговой политики Пермской области | ||||||||
11. | Ожидаемые результаты реализации Программы | |||||||||
Наименование показателей | Ед. измерения | 2000 г. | 2002 г. | 2005 г. | Прогноз 2010 г. | |||||
Производство основных видов лесобумажной продукции | ||||||||||
Вывозка древесины с учетом всех видов рубок, всего | тыс. м(3) | 5092,0 | 4150,2 | 6200,0 | 9288,0 | |||||
Пиломатериалы | тыс. м(3) | 571,2 | 402,1 | 720,0 | 1712,0 | |||||
Шпалы широкой колеи | тыс. шт. | 326,9 | 171,5 | 350,0 | 1000,0 | |||||
Фанера клееная | тыс. м(3) | 114,1 | 131,05 | 140,0 | 310,0 | |||||
Древесностружечные плиты | тыс. м(3) | 228,5 | 236,25 | 250,0 | 620,0 | |||||
Плиты средней плотности (МДФ) | тыс. м(3) | - | - | 50,0 | 150 | |||||
Древесноволокнистые плиты, твердые | млн. м | (2)12,4 | 12,7 | 20,0 | 30,0 | |||||
Целлюлоза по варке | тыс. т | 186,3 | 225,0 | 351,0 | 453,0 | |||||
Целлюлоза товарная | тыс. т | - | - | - | 100,0 | |||||
Древесная масса | тыс. т | 358,5 | 390,0 | 490,0 | 580,0 | |||||
Бумага | тыс. т | 520,1 | 570,6 | 610,0 | 890,0 | |||||
в том числе |
| 419,5 | 472,8 | 480,0 | 520,0 | |||||
Картон | тыс. т | 68,3 | 97,0 | 140,0 | 145,0 | |||||
Мебель (в ценах 2002 г.) | млн. рублей | 144,0 | 158,7 | 485,0 | 900,0 | |||||
Экономические показатели | ||||||||||
Товарная продукция, (в ценах 2002 г.) | млн. рублей | 11044,0 | 11206,6 | 13650,0 | 23475,0 | |||||
Прибыль (в ценах 2002 г.) | млн. рублей | 2320,5 | 1231,7 | 1620,0 | 3995,3 | |||||
Рентабельность производства | % | 16,5 | 10,9 | 12,0 | 20,5 | |||||
Стоимость основных промышленно-производственных фондов | млн. рублей | 6265,0 | 6352,0 | 8664,0 | 14824,0 | |||||
Численность промышленно-производственного персонала | тыс. чел. | 38,6 | 37,2 | 39,3 | 41,9 | |||||
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования | млн. рублей | 1478,0 | 1150,0 | 2718,1 | 3805,0 | |||||
в том числе: | - | - | 13,0 | 32,0 | ||||||
на экологические мероприятия | - | - | 60,0 | 80,0 |
Пермская область по лесосырьевому и промышленному потенциалу относится к ведущим регионам России. По объему продукции лесопромышленного производства за последние годы (11,2 млрд.рублей в 2002 году) Пермская область занимает 6-е место среди регионов Российской Федерации, при этом по выпуску бумаги Пермская область занимает 2 место, по производству картона - 6-е, по производству деловой древесины - 11-е, по производству пиломатериалов - 10-е, по производству клееной фанеры - 5-е, по производству целлюлозы - 7-е.
Тем не менее в настоящее время лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) в Пермской области не занимает существенного места в общей структуре промышленного производства - на него приходится от 8 до 8,5% общего объема товарной продукции.
Лесные ресурсы Пермской области составляют 1,1% общей площади лесного фонда России и 1,4% лесов, пригодных для эксплуатации. В численном выражении общий запас лесов составляет 1190,4 млн.м(3), в том числе возможных для эксплуатации 708,4 млн.м(3), расчетная лесосека - 12,25 млн.м(3). Дополнительный лесосырьевой потенциал от рубок промежуточного пользования оценивается в 1,3-1,5 млн. м(3).
Однако эти ресурсы используются в незначительной степени: за период 1990-2002 годы вывозка древесины уменьшилась в области почти в семь раз.
В силу сложившейся технологии основных деревоперерабатывающих производств 20% (995 тыс.м(3)) от заготавливаемого в области сырья (4 990 тыс. м(3)) остается невостребованным (и еще примерно 10,5% от общего объема заготавливаемой в области древесины уходит в отходы). Одновременно в область завозится до 1000 тыс.м(3) древесины (до 25% от ликвидной по области) на нужды в основном фанерного и целлюлозно-бумажного производств.
Следовательно, первую проблему ЛПК Пермской области можно сформулировать следующим образом - дисбаланс между структурой потребления и структурой производства древесного сырья в Пермской области.
Рентабельность производства продукции ЛПК в 2002 году составила 10,9%. Более высокорентабельными являлись предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (23,7%). Удельный вес нерентабельно работающих предприятий в ЛПК от 60 до 46%. Лесозаготовительная промышленность является убыточной практически полностью.
Размеры и источники инвестиций в ЛПК Пермской области свидетельствуют, что преобладающая часть инвестиций в 1999-2000 годах направлялась в целлюлозно-бумажную промышленность: 88,9% - в 1999 году и 86,0% - в 2002 году.
Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий (прибыль и амортизация), на долю которых приходится до 90%. В основном инвестиции направлялись на частичную замену устаревшего оборудования. Из-за низкой инвестиционной деятельности уровень износа основных производственных фондов составляет в лесозаготовительной промышленности 63%.
Таким образом, можно сформулировать вторую проблему ЛПК Пермской области - нерентабельность большинства предприятий ЛПК в сочетании с высокой степенью изношенности производственного оборудования и отсутствием собственных финансовых ресурсов и возможностей для займа внешних финансовых ресурсов для инвестиций в обновление производственных фондов, что в перспективе приведет к прекращению их деятельности.
Основной объем производимой в Пермской области лесобумажной продукции идет на экспорт за ее пределы и за пределы страны: в 2002 году доля Пермской области в российском экспорте ЛПК составила около 4%, в том числе по газетной бумаге - 23,0%, фанере клееной - 8,7%, пиломатериалам - 1,5% и круглым лесоматериалам - 0,46%.
Крупнейшими экспортерами в ЛПК области являются ОАО «Соликамскбумпром» - 2,5 млрд.рублей, ЗАО «Пермский фанерный комбинат» - 0,7 млрд.рублей и ОАО «ЦБК Кама» - 0,4 млрд.рублей. На долю этих предприятий приходится около 80% всей валютной выручки ЛПК.
При этом внутренний рынок Пермской области используется не в полной мере: в частности, мебели в 2002 году выпущено на сумму 160,0 млн.рублей, что составляет на душу населения только 57,0 рублей. Это один из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе. В то же время в области куплено мебели на 525 млн.рублей, или в 3,3 раза больше, чем произведено собственными предприятиями. На душу населения продажа мебели составила 220 рублей. По этому показателю область находится на ведущих позициях в федеральном округе.
Подобная же ситуация складывается и на других быстрорастущих рынках лесобумажной продукции (офисная и гигиеническая бумага, высококачественный упаковочный картон и упаковочная бумага, плитная продукция для мебельного производства).
При этом в цепочке создания стоимости лесобумажной продукции наиболее высокая добавленная стоимость создается именно на конечных этапах производства - производство плит, мебельное производство, специальные виды бумаги и т.п.
Для создания и развития лесопромышленных производств в Пермской области существуют развитая химическая промышленность, выпускающая химикаты для нужд ЛПК, машиностроение, способное полностью обеспечить производство мебели фурнитурой, и т.д.
Это позволяет сформулировать третью проблему - несмотря на значительный внутриобластной спрос, наличие местного сырья и полуфабрикатов для переработки, в Пермской области продукция с высокой добавленной стоимостью практически не производится.