ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


Об областной целевой программе
"Развитие  лесопромышленного комплекса Пермской  области на 2004-2010 годы"

(с изменениями на 4 октября 2010 года)
(редакция, действующая с 22 октября 2010 года)

____________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермского края от 12 мая 2006 года N 2989-670 (Газета "Российская газета" от 23 мая 2006 года N 107 (4073), Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области от 13 июня 2006 года N 6 (130)) (вступает в силу с 3 июня 2006 года);

Законом Пермского края от 5 июля 2007 года N 64-ПК (Газета "Российская газета" от 13 июля 2007 года N 150 (4413), Собрание Законодательства Пермского края  I часть от 21 августа 2007 года N 8 (8)) (вступает в силу с 24 июля 2007 года);   

Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК  ("Российская газета" N 265 от 26 декабря 2008 года) (вступает в силу с 27 декабря 2008 года);

Законом Пермского края от 30 декабря 2008 года N 369-ПК ("Российская газета" N 3 (4827) от 15 января 2009 года) (вступает в силу с 26 января 2009 года);

Законом Пермского края от 4 октября 2010 года N 693-ПК ("Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края" N 40 от 11 октября 2010 года) (вступает в силу с 22 октября 2010 года).

____________________________________________________________

____________________________________________________________     

Действие закона приостановлено с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года в объеме 70 200,0 тыс.рублей, не предусмотренном приложением 9 Закона Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК,  Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК. Действие закона приостановлено с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года в объеме 90 500,0 тыс. рублей, не предусмотренном приложением 10 Закона  Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК, Законом Пермского края от 23 декабря 2008 года N 374-ПК.     

____________________________________________________________    
____________________________________________________________     
     Действие настоящего Закона распространено на территорию Пермского края с 15 января 2009 года на основании Закона Пермского края от 30 декабря 2008 года N 369-ПК
____________________________________________________________     

     Принят Законодательным Собранием
Пермской области 23 сентября 2004 года

         

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы" (прилагается).


Статья 2


Объем финансирования областной целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы" из областного бюджета определять ежегодно при его формировании отдельной строкой.


Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

И.о.губернатора
Пермской области
О.А.Чиркунов

от 07.10.2004 N 1617-327      



Приложение
     к Закону Пермской области
     от 7 октября 2004 года N 1617-327
(в редакции Законов Пермского края
от 12 мая 2006 года N 2989-670,  от 5 июля 2007 года N 64-ПК,
 от 30 декабря 2008 года N 369-ПК, от 4 октября 2010 года N 693-ПК)

Областная целевая программа
"Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы"  

 

Паспорт программы  

_________________________________________________________

Паспорт Программы в редакции Законов Пермского края от 12 мая 2006 года N 2989-670, от 5 июля 2007 года N 64-ПК, от 30 декабря 2008 года N 369-ПК

_________________________________________________________

1.

Наименование Программы

Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 годы

2.

Государственный заказчик Программы

Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края     

3.

Разработчик Программы

Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский и проектный институт экономики, организации управления производством и информации по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности» (ОАО «НИПИЭИлеспром», г. Москва)
Общество с ограниченной ответственностью «Бауман Инновейшн» (г. Москва)

4.

Руководитель Программы

Заместитель губернатора области, курирующий вопросы лесопромышленного комплекса

5.

Исполнители Программы

Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края, Дорожное агентство Пермского края, Министерство природных ресурсов Пермского края, Агентство по природопользованию Пермского края

6.

Участники Программы

Министерство природных ресурсов Пермского края,

департамент экономического развития Аппарата Правительства Пермского края,

Агентство по природопользованию Пермского края

7.

Цель Программы (в редакции

Закона Пермского края от 4 октября 2010 года N 693-ПК)

Повышение доходов населения Пермского края, рост качества жизни и развитие лесных территорий Пермского края в результате роста конкурентоспособности лесопромышленного комплекса Пермского края

8.

Сроки и этапы реализации
Программы

Срок реализации Программы - 2004-2010 годы

9.

Общая стоимость Программы с расшифровкой по источникам финансирования

Общая потребность в финансовом обеспечении на реализацию Программы - 22904,9 млн. руб.,          
в том числе:     
собственные и заемные средства предприятий ЛПК - 22363,4 млн. руб.;     
федеральный бюджет - 171,0 млн. руб.;     
бюджет области (края), всего - 370,5 млн. руб.;     
в том числе:     
дорожное хозяйство - 270,3 млн. руб.;     
бюджет содействия инвестициям - 3,0 млн. руб.;     
текущие расходы - 97,2 млн. руб.

10.

Контроль за реализацией Программы

Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области, главное управление финансов и налоговой политики Пермской области

11.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Наименование показателей

Ед. измерения

2000 г.
(отчет)

2002 г.
(отчет)

2005 г.

Прогноз

2010 г.

Производство основных видов лесобумажной продукции

Вывозка древесины с учетом всех видов рубок, всего

тыс. м(3)

5092,0

4150,2

6200,0

9288,0

Пиломатериалы

тыс. м(3)

571,2

402,1

720,0

1712,0

Шпалы широкой колеи

тыс. шт.

326,9

171,5

350,0

1000,0

Фанера клееная

тыс. м(3)

114,1

131,05

140,0

310,0

Древесностружечные плиты

тыс. м(3)

228,5

236,25

250,0

620,0

Плиты средней плотности (МДФ)

тыс. м(3)

-

-

50,0

150

Древесноволокнистые плиты, твердые

млн. м

(2)12,4

12,7

20,0

30,0

Целлюлоза по варке

тыс. т

186,3

225,0

351,0

453,0

Целлюлоза товарная

тыс. т

-

-

-

100,0

Древесная масса

тыс. т

358,5

390,0

490,0

580,0

Бумага

тыс. т

520,1

570,6

610,0

890,0

в том числе
газетная


тыс. т

419,5

472,8

480,0

520,0

Картон

тыс. т

68,3

97,0

140,0

145,0

Мебель (в ценах 2002 г.)

млн. рублей

144,0

158,7

485,0

900,0

Экономические показатели

Товарная продукция, (в ценах 2002 г.)

млн. рублей

11044,0

11206,6

13650,0

23475,0

Прибыль (в ценах 2002 г.)

млн. рублей

2320,5

1231,7

1620,0

3995,3

Рентабельность производства

%

16,5

10,9

12,0

20,5

Стоимость основных промышленно-производственных фондов

млн. рублей

6265,0

6352,0

8664,0

14824,0

Численность промышленно-производственного персонала

тыс. чел.

38,6

37,2

39,3

41,9

Объем инвестиций за счет всех источников финансирования

млн. рублей

1478,0

1150,0

2718,1

3805,0

в том числе:
на социальные мероприятия

-

-

13,0

32,0

на экологические мероприятия

-

-

60,0

80,0


1. Содержание проблемы


Пермская область по лесосырьевому и промышленному потенциалу относится к ведущим регионам России. По объему продукции лесопромышленного производства за последние годы (11,2 млрд.рублей в 2002 году) Пермская область занимает 6-е место среди регионов Российской Федерации, при этом по выпуску бумаги Пермская область занимает 2 место, по производству картона - 6-е, по производству деловой древесины - 11-е, по производству пиломатериалов - 10-е, по производству клееной фанеры - 5-е, по производству целлюлозы - 7-е.

Тем не менее в настоящее время лесопромышленный комплекс (далее - ЛПК) в Пермской области не занимает существенного места в общей структуре промышленного производства - на него приходится от 8 до 8,5% общего объема товарной продукции.

Лесные ресурсы Пермской области составляют 1,1% общей площади лесного фонда России и 1,4% лесов, пригодных для эксплуатации. В численном выражении общий запас лесов составляет 1190,4 млн.м(3), в том числе возможных для эксплуатации 708,4 млн.м(3), расчетная лесосека - 12,25 млн.м(3). Дополнительный лесосырьевой потенциал от рубок промежуточного пользования оценивается в 1,3-1,5 млн. м(3).

Однако эти ресурсы используются в незначительной степени: за период 1990-2002 годы вывозка древесины уменьшилась в области почти в семь раз.

В силу сложившейся технологии основных деревоперерабатывающих производств 20% (995 тыс.м(3)) от заготавливаемого в области сырья (4 990 тыс. м(3)) остается невостребованным (и еще примерно 10,5% от общего объема заготавливаемой в области древесины уходит в отходы). Одновременно в область завозится до 1000 тыс.м(3) древесины (до 25% от ликвидной по области) на нужды в основном фанерного и целлюлозно-бумажного производств.

Следовательно, первую проблему ЛПК Пермской области можно сформулировать следующим образом - дисбаланс между структурой потребления и структурой производства древесного сырья в Пермской области.

Рентабельность производства продукции ЛПК в 2002 году составила  10,9%. Более высокорентабельными являлись предприятия целлюлозно-бумажной промышленности (23,7%). Удельный вес нерентабельно работающих предприятий в ЛПК от 60 до 46%. Лесозаготовительная промышленность является убыточной практически полностью.

Размеры и источники инвестиций в ЛПК Пермской области свидетельствуют, что преобладающая часть инвестиций в 1999-2000 годах направлялась в целлюлозно-бумажную промышленность: 88,9% - в 1999 году и 86,0% - в 2002 году.

Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий (прибыль и амортизация), на долю которых приходится до 90%. В основном инвестиции направлялись на частичную замену устаревшего оборудования. Из-за низкой инвестиционной деятельности уровень износа основных производственных фондов составляет в лесозаготовительной промышленности 63%.

Таким образом, можно сформулировать вторую проблему ЛПК Пермской области - нерентабельность большинства предприятий ЛПК в сочетании с высокой степенью изношенности производственного оборудования и отсутствием собственных финансовых ресурсов и возможностей для займа внешних финансовых ресурсов для инвестиций в обновление производственных фондов, что в перспективе приведет к прекращению их деятельности.

Основной объем производимой в Пермской области лесобумажной продукции идет на экспорт за ее пределы и за пределы страны: в 2002 году доля Пермской области в российском экспорте ЛПК составила около 4%, в том числе по газетной бумаге - 23,0%, фанере клееной - 8,7%, пиломатериалам - 1,5% и круглым лесоматериалам - 0,46%.

Крупнейшими экспортерами в ЛПК области являются ОАО «Соликамскбумпром» - 2,5 млрд.рублей, ЗАО «Пермский фанерный комбинат» - 0,7 млрд.рублей и ОАО «ЦБК Кама» - 0,4 млрд.рублей. На долю этих предприятий приходится около 80% всей валютной выручки ЛПК.

При этом внутренний рынок Пермской области используется не в полной мере: в частности, мебели в 2002 году выпущено на сумму 160,0 млн.рублей, что составляет на душу населения только 57,0 рублей. Это один из самых низких показателей в Приволжском федеральном округе. В то же время в области куплено мебели на 525 млн.рублей, или в 3,3 раза больше, чем произведено собственными предприятиями. На душу населения продажа мебели составила 220 рублей. По этому показателю область находится на ведущих позициях в федеральном округе.

Подобная же ситуация складывается и на других быстрорастущих рынках лесобумажной продукции (офисная и гигиеническая бумага, высококачественный упаковочный картон и упаковочная бумага, плитная продукция для мебельного производства).

При этом в цепочке создания стоимости лесобумажной продукции наиболее высокая добавленная стоимость создается именно на конечных этапах производства - производство плит, мебельное производство, специальные виды бумаги и т.п.

Для создания и развития лесопромышленных производств в Пермской области существуют развитая химическая промышленность, выпускающая химикаты для нужд ЛПК, машиностроение, способное полностью обеспечить производство мебели фурнитурой, и т.д.

Это позволяет сформулировать третью проблему - несмотря на значительный внутриобластной спрос, наличие местного сырья и полуфабрикатов для переработки, в Пермской области продукция с высокой добавленной стоимостью практически не производится.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»