1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Город | 1528,3 | 1621,9 | 1669,6 | 1695,6 | 1732,8 |
Село | 686,1 | 737,5 | 802,2 | 901,9 | 910,1 |
Неблагоприятная ситуация в сельских районах создалась по ряду социально значимых заболеваний: туберкулез, алкоголизм, ряд онкозаболеваний, психозы. Ухудшение состояния здоровья сельского населения требует совершенствования сети и структуры лечебно-профилактической помощи сельскому населению.
Инфраструктура сельского здравоохранения существенно отличается от инфраструктуры городского здравоохранения. Первичная медицинская помощь оказывается на фельдшерских пунктах (47,9%), в сельских врачебных амбулаториях (23,8%), в участковых больницах (16,4%) и в ЦРБ (11,8%). До 40% амбулаторных приемов для сельских жителей выполняются средними медицинскими работниками. При этом число посещений к врачам в течение года на 1 жителя в ряде сельских территорий составило менее 4,5% (при среднеобластном показателе - 8,1%).
Уровень обеспеченности врачами на 10000 населения в сельской местности в среднем менее 20, при среднеобластном показателе 42. Отмечается высокая текучесть медицинских кадров, в основном, в связи с жилищно-бытовыми проблемами и проблемами профессионального роста и, как следствие, неукомплектованность 6% фельдшерских пунктов средним медицинским персоналом, 9,3% сельских врачебных амбулаторий и 14,3% участковых больниц - врачами.
Уровень госпитализации сельского населения по совокупному показателю всех уровней организации лечебно-диагностического процесса мало отличается от аналогичного показателя по городскому населению. При этом на уровне участковых больниц и ЦРБ, где сельское население получает основной объем медицинской помощи, квалифицированная стационарная помощь может быть оказана по 8-10 специальностям. Потенциальные возможности этих учреждений ниже чем в городских учреждениях здравоохранения (число исследований по функциональной диагностике в сельских учреждениях здравоохранения в среднем 40 на 100 пролеченных больных, при среднеобластном показателе 90,7). При этом в сельских больницах нередко лечатся больные по медико-социальным показаниям.
Проблемы, связанные с организацией скорой и неотложной помощи сельскому населению, связаны с большим радиусом обслуживания, перегруженностью непрофильными вызовами и неудовлетворительным состоянием автотранспорта службы скорой медицинской помощи.
Сельские территории области, как правило, дотационные и не имеют дополнительных источников финансирования для развития социальной сферы.
В целях преодоления негативных тенденций в организации медицинской помощи сельскому населению и улучшения показателей состояния его здоровья разработана программа "Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению Пермской области на период 2004-2006 годы", обеспечивающая приоритетность развития первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям:
оптимизация системы первичной медико-санитарной помощи в сельском здравоохранении;
укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения;
проведение рациональной кадровой политики.
Для приведения материально-технической базы сельских медицинских учреждений в соответствие с действующими требованиями, повышения доступности и качества медицинской помощи сельскому здравоохранению необходимо дополнительное финансирование, основную долю которого следует обеспечить за счет средств областного и местных бюджетов.
Финансирование программных мероприятий обеспечит целевое финансирование приоритетных направлений, повысит эффективность использования выделенных ресурсов и обеспечит контроль за их освоением.
Планирование ассигнований для реализации программы в областном и местных бюджетах, с разделением сфер расходов под разные направления деятельности, позволит обеспечить преемственность и высокий уровень интеграции мероприятий развития сельского здравоохранения, направленных на внедрение унифицированных методов обследования и лечения больных на этапах лечебно-диагностического процесса.