Недействующий


ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 августа 2004 года № 448-р


Об экспертно-аналитических работах

_______________________________________________
Утратило силу с 12 ноября 2007 года на основании указа
губернатора Пермского края от 12 ноября 2007 года N 91
_______________________________________________

  

_________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р

_________________________________________________          

В целях обеспечения условий для проведения работ, связанных с оценкой социально-политических аспектов деятельности исполнительных органов регионального и территориального (муниципального) уровней, с целью методического оснащения информационно-аналитической работы управления внутренней политики аппарата администрации области: (в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

1. Утвердить прилагаемое Положение об экспертно-аналитических работах.


2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя  губернатора области, руководителя представительства администрации области  в Коми-Пермяцком автономном округе Каменева А.Л.  


  И.о.губернатора области
 О.А.Чиркунов


Текст документа сверен по:
рассылка

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением губернатора области
от 12 августа 2004 года  № 448-р
(в редакции распоряжения

 губернатора Пермской области
от 26 августа 2005 года № 383-р)

П О Л О Ж Е Н И Е
об экспертно-аналитических работах

 
1. Методика проведения экспертно-аналитических работ

1.1. Общие положения

  

Экспертно-аналитические работы (далее - ЭАР) являются составной частью областного социально-политического мониторинга, проводимого администрацией Пермской области в рамках реализации управленческих решений, касающихся внутренней политики региона.  Необходимость проведения ЭАР обусловлена требованием повышения объективности оценки, характеризующей социально-политическую ситуацию в области. Объективность такой оценки невозможна без сочетания данных статистической отчетности и данных опросов экспертов и населения, проводимых на регулярной основе и отвечающих требованиям и условиям, предъявляемым к социально-политической информации.

1.2. Основные понятия ЭАР


Экспертно-аналитические работы - работы, связанные с получением и обработкой социологической информации, полученной как от экспертов (руководителей предприятий, организаций, общественных образований), так и от населения территории (муниципального образования).

Социально-политический мониторинг - специально организованное целевое непрерывное (систематическое) наблюдение за социально-политической ситуацией как в масштабах региона, так и отдельно на каждой территории - городе, районе. Целью социально-политического мониторинга является анализ и краткосрочный прогноз развития социально-политической ситуации для разработки и корректировки системы мероприятий по оптимизации социально-политического развития территории (региона).

Социально-политический мониторинг - сложно организованная система, состоящая из двух подсистем: статистического мониторинга - основывающегося на исходной информации государственной статистики, ведомств и управлений; социологического мониторинга - основывающегося на социологической информации, получаемой главным образом путем опроса экспертов и взрослого населения.

1.3. Цель экспертно-аналитических работ

Целью экспертно-аналитических работ является своевременная диагностика социально-политического настроения жителей области в рамках оценки эффективности внутренней политики, проводимой как областными, так и муниципальными  органами власти.

1.4. Задачи экспертно-аналитических работ


В ходе проведения экспертно-аналитических работ решаются следующие задачи:

регулярное наблюдение за состоянием общественного мнения и электорального настроения различных социальных групп и всего населения территории (региона) по строго определенному кругу  показателей, оценка которых возможна лишь с использованием социологического инструментария;

диагностирование состояния общественного мнения и электорального настроения населения в терминах и определениях, понятных субъекту управления и используемых им в практической работе;

прогнозирование динамики состояния общественного мнения и электорального настроения населения региона и отдельных территорий.

В ходе экспертно-аналитических работ сбор информации осуществляется по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, дающих на выходе оценку ситуаций и объектов преимущественно в стандартизированной форме.

1.5. Объект экспертно-аналитических работ


Объектом экспертно-аналитических работ является взрослое (в возрасте  18 лет и старше) население Пермской области. В случае проведения специальных социологических опросов с целью получения дополнительной информации, не входящей в структуру социально-политического мониторинга, но дополняющей и уточняющей результаты мониторинговых опросов, в качестве объектов опроса могут быть определены специфические социальные слои и группы (руководители, работники сфер управления, эксперты, представители разных возрастных групп и т.д.).

1.6. Предмет экспертно-аналитических работ


Предметом экспертно-аналитических работ является состояние общественного мнения и электоральных настроений взрослого (в возрасте 18 лет и старше) населения Пермской области, выявляемое посредством системы социологических индикаторов (показателей).      

1.7. Организационно-методические требования

    

Экспертно-аналитические работы осуществляются исходя из следующих организационно-методических требований:

набор и форма показателей социологических опросов должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода времени;

показатели должны по возможности отражать такие феномены общественной жизни, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и апробированы практикой; в то же  время в ряде случаев возможно использование показателей поискового, инновационного характера;

эти показатели должны носить оценочный характер эффективности внутренней политики, проводимой  областными и муниципальными органами власти;

периодически (но не чаще одного раза в год) возможно уточнение и корректировка используемого набора показателей.

1.8. Методы сбора информации

    

Экспертно-аналитические работы базируются главным образом на опросах взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, занятых работой и безработных, рядовых работников и руководителей, представителей различных отраслей и сфер деятельности. Опросы проводятся по месту жительства методом стандартизированного интервью с заполнением анкеты. При необходимости в ходе проведения специальных социологических исследований опросы могут проводиться по месту работы.

В ряде случаев результаты социологических опросов могут быть дополнены показателями официальной статистики, а также данными, полученными при использовании контент-анализа, метода “фокус-группы” и других методов сбора социологической информации.     


1.9. Описание выборки для проведения экспертно-аналитических работ


Выборка респондентов, подлежащих опросу в рамках ЭАР  (половозрастной состав, образовательный уровень и т.д.), должна соответствовать:

при опросах населения территорий - параметрам генеральной совокупности (по данным Госкомстата России) с ошибкой не более ± 10,0 процентных пунктов. При формировании выборки для опроса учитывается пропорциональное представительство (удельный вес) групп жителей каждой точки опроса. Точки опроса отбираются по специальному алгоритму, предусматривающему создание случайной систематической выборки;

при опросах экспертов - составу целевых групп политической, экономической и культурной элит территорий.

1.10. Методы обработки и накопления социологической информации


Обработка и накопление социологической информации, полученной в ходе ЭАР, проводится на базе информационно-вычислительного комплекса управления внутренней политики аппарата администрации области. Обработка этих данных с 1998 года проводится с использованием лицензионной программы SPSS. Для графического представления данных используются также электронные таблицы типа EXCEL. (абзац в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

В ходе совершенствования методики ЭАР возможно использование  других программных продуктов и технических средств, позволяющих осуществлять более эффективную обработку и хранение социологических данных.

 
2. Организационные основы проведения
экспертно-аналитических работ


2.1. Организационно-методическое руководство

Экспертно-аналитические работы осуществляются управления внутренней политики аппарата администрации области в соответствии с Положением об управлении внутренней политики аппарата администрации Пермской области, утвержденным указом губернатора области от 16.04.2002 № 69. (абзац в редакции указа губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

Организационно-методическое руководство ЭАР осуществляется начальником управления внутренней политики аппарата администрации области. (абзац в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

2.2. Финансирование ЭАР

Средства на проведение экспертно-аналитических работ предусматриваются в расходах областного бюджета по статье «Экспертно-аналитические работы».

Эти средства используются на оплату следующих работ:

проведение специальных социологических исследований;

приобретение программного обеспечения для обработки информации;

обучение сотрудников методам работы с использованием программного обеспечения.

Проект сметы расходов на проведение экспертно-аналитических работ составляется управлением внутренней политики аппарата администрации области,  утверждается заместителем губернатора области или иным должностным лицом, назначенным губернатором области ответственным за данное направление деятельности, и направляется в главное управление финансов и налоговой политики области. (абзац в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

2.3. Обеспечение социально-политической информацией служб и подразделений администрации области

В рамках проведения ЭАР службы и подразделения администрации области получают аналитические записки по результатам того или иного проекта, реализуемого в рамках ЭАР, по форме, утвержденной начальником управления внутренней политики аппарата администрации области. (абзац в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

В случае необходимости службы и подразделения администрации области могут по согласованию с руководством управления внутренней политики аппарата администрации област получать дополнительную информацию по интересующим  проблемам. Проведение такого рода работ оформляется в форме технического задания, предусматривающего выполнение необходимых работ, как со стороны управления внутренней политики аппарата администрации, так  и со стороны подразделения-заказчика. (абзац в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

С целью исключения дублирования работ по ЭАР, а также всестороннего  учёта социально-политической информации, полученной от сторонних организаций, службы и подразделения администрации области обязаны согласовывать проведение такого рода работ с управления внутренней политики аппарата администрации, а также предоставлять результаты таких опросов в банк социологической информации, находящийся в данном управлении. (абзац в редакции распоряжения губернатора Пермской области от 26 августа 2005 года № 383-р)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»