Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

1.3. Повышение качества жизни населения - стратегическая цель
социально-экономического развития Пермской области


Устойчивое социально-экономическое развитие, формирование сильного эффективного региона возможно только на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки действий органов государственной власти в достижении намеченных целей.

В свою очередь, социальная консолидация и поддержка органов государственной власти могут быть обеспечены в том случае, если реальным приоритетом развития региона станет социально значимая цель -  существенный рост качества жизни населения.

Основным условием достижения стратегической цели является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить опережающий рост качества жизни населения и устойчивое расширенное воспроизводство, укрепление конкурентоспособности и безопасности региона.

Только на основе модернизации экономики и  экономического роста возможно создать базу для повышения уровня жизни населения. При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики, в том числе повышение инвестиционной привлекательности региона.

Роль органов государственной власти состоит в стимулировании становления организационной инфраструктуры инновационной экономики, в создании условий для повышения эффективности существующих производств.

Таким образом, развитие в новых условиях должно отвечать следующим требованиям:

единства социальной и экономической его составляющих;

паритета социальной и экономической его составляющих;

возможности организации процессов, направленных на достижение стратегической цели.

Реализация выработанных приоритетов стратегического развития предполагает определение параметров оценки состояния развития общества, использование показателей, которые должны служить критерием достижения цели и осуществлять государственное регулирование регионального развития.   В зарубежной и отечественной практике в качестве таких критериев применяется система индикаторов, которым в зависимости от их важности задаются определенные веса и которые могут меняться по мере изменения самой реальной ситуации и приоритетов государственной региональной политики. При этом при выборе индикаторов развития следует учитывать, что отдельные показатели должны быть логически увязаны между собой, то есть следует говорить не о наборе, а о системе показателей, увязанных между собой.

При выборе системы показателей, описывающих достижение социально значимой цели - роста качества жизни - следует учитывать интегрированный характер понятия  «качество жизни» и увязывать в единую систему как параметры экономического характера, так и показатели уровня социального развития общества.

Среди индикаторов экономического развития важную практическую значимость играют показатели инвестиционной привлекательности региона.

Инвестиционная привлекательность оценивается как агрегированная характеристика взаимосвязанных подсистем инвестиционного потенциала и инвестиционных рисков.

Степень достижения инвестиционной привлекательности характеризуется уровнем инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность и результативный признак - инвестиционная активность - определяют инвестиционный климат в регионе.

Стратегическое управление регионом по критерию инвестиционной привлекательности означает выстраивание системы функциональных социальных и экономических зависимостей основных параметров развития от прироста инвестиций.

Стратегическое значение интегрального показателя инвестиционной привлекательности в высокой сопоставимости его структурных составляющих с другим интегральным показателем - качеством жизни населения, что позволяет практически обеспечить требуемый уровень единства экономической и социальной составляющих стратегии развития области.

Достижение стратегической цели развития ставит перед регионом целый комплекс задач, основными блоками которого являются:

осуществление качественного скачка в развитии социальной сферы;

проведение модернизации экономики;

оптимизация  политики территориального развития региона;

выбор соответствующих приоритетов налоговой и бюджетной политики;

определение механизма реализации стратегических направлений социально-экономического развития региона.