Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

3.4. Развитие внешнеэкономической деятельности


Структурные преобразования в экономике области должны подкрепляться адекватной внешнеэкономической деятельностью.

При определении направлений развития экономики области в стратегическом плане следует стремиться к индустриализации экспорта и повышению в нем доли услуг.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что в современной экономике утрачивает первоначальный смысл понятие «национальная продукция», так как она приобретает вид составляющих компонентов транснационального производства. При сложившейся сегодня иерархии видов интеллектуально-творческой и производственной деятельности принципиальное значение для национальных экономик приобретает не факт создания того или иного товара, а степень участия их предприятий в успешно действующих глобальных сетевых структурах, интегрируемых глобальными информационно-коммуникационными сетями. В этих «виртуальных корпорациях» характер исполняемых функций в международном разделении труда важнее факта окончательной сборки высокотехнологичных и наукоемких изделий. Именно по этой причине ставка на оказание наукоемких услуг в международной системе разделения труда представляется наиболее перспективным направлением экспортной составляющей внешнеэкономической деятельности.

Одним из основных направлений внешнеэкономической деятельности должна стать региональная государственная поддержка экспорта наукоемкой продукции.

Однако в ближайшей и среднесрочной перспективе необходимо учитывать инерционность экономики и усиление международной конкуренции на рынке промышленных товаров. Поэтому основой экспорта области на эту перспективу останутся товары с относительно невысокой степенью переработки. С учетом этого основными направлениями реконструкции внешнеэкономического комплекса являются следующие:

определение профиля международной специализации Пермской области;

использование внешнеэкономического фактора для реконструкции и развития хозяйственного комплекса Пермской области как на основе  диверсификации структуры экспортного комплекса, так и в процессе развития импортозамещающих производств,  в том числе с участием зарубежных партнеров;

формирование территориально-географических приоритетов внешнеэкономической деятельности области, учитывающих как экономическую (конкурентоспособность, выгодность, платежеспособность и т.п.), так и геополитическую (потенциал партнера, наличие общих границ, интересов, транспортные коридоры) составляющую.

Важным элементом стратегии развития экспортного комплекса Пермской области является оптимальное использование различных форм международного экономического сотрудничества, таких, как создание совместных предприятий, международных объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные соглашения, переработка давальческого сырья, лицензионная торговля, международный лизинг, инжиниринг,  франчайзинг, иностранный туризм и др.

При определении экспортной стратегии и ее тактических приоритетов необходимо исходить из того, что решающим фактором развития экспорта является повышение конкурентоспособности промышленности области и отдельных ее отраслей, способствующее расширению ассортимента и совершенствованию товарной структуры.

При формировании стратегии развития экспорта необходимо учитывать фактор влияния новых экономических условий, в которых окажутся предприятия и отрасли региона в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

С целью смягчения последствий вступления России в ВТО для предприятий области государственным органам власти области необходимо провести определенные подготовительные работы, в том числе:

определить приоритетные отрасли и производства, требующие защиты и поощрения промышленного экспорта и экспорта услуг, включая интеллектуальную собственность;

сформировать постоянно действующие государственные механизмы с целью адаптации отдельных важнейших отраслей экономики (видов производств) региона к возрастающей импортной конкуренции, а также для стимулирования промышленного, в том числе наукоемкого экспорта;

создать систему внешнеэкономической информации для предприятий, ориентирующую их в нормах и правилах ВТО, конъюнктуре основных рынков товаров и услуг, ценах и условиях торговли для отечественного экспорта и импорта. С участием объединений предпринимателей такая система должна дополняться базой внешнеэкономического консультирования, подготовки кадров.