Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

     

2.1. Цели и задачи социальной политики

Развитие социальной сферы Пермской области в годы реализации стратегии социально-экономического развития будет происходить на фоне процессов реформирования социальной политики государства, в связи с чем основные вектора социальных преобразований на региональном и федеральном уровнях должны совпадать.

Основными стратегическими целями социальной политики Пермской области являются:

создание условий повышения уровня экономической самодостаточности граждан и их семей, когда граждане своим трудом и предприимчивостью могли бы обеспечивать более высокий уровень благосостояния и социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте;

обеспечение гарантий социальной защищенности и поддержки социально уязвимых граждан, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке;

создание условий равной доступности всем гражданам базовых социальных услуг общественно приемлемого качества, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование.

Главным источником экономического роста и социального прогресса является человеческий потенциал. Региональный человеческий потенциал включает приобретенные жителями области знания, квалификацию, здоровье, энергию и мотивацию, которые могут быть использованы в течение определенного периода времени в целях производства материальных и духовных благ, свободного развития и самореализации каждого человека.

Развитие человеческого потенциала предполагает создание государством через свои функциональные и территориальные институты условий равенства как потребления, так и возможностей, прежде всего, в сфере образования, удовлетворения необходимого минимума потребностей в здравоохранении, гарантий безопасности личности, соблюдения политических и гражданских прав, а также обеспечения развития и эффективного функционирования социально-экономической системы.

Для этого необходимо обеспечить дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, становление полноценного гражданского общества, приоритет права и безусловного соблюдения законов, а также эффективное функционирование экономики.

Только на этой основе возможно осуществление в регионе активной и эффективной социальной политики, основанной на принципах:

равенства, понимаемого как равенство возможностей всех членов общества;

устойчивости, трактуемой как ответственность перед будущими поколениями, которые должны иметь не меньшие возможности для развития, чем и нынешние;

производительности, то есть инвестирования в развитие человеческих ресурсов и в создание такой макроэкономической среды, которая позволит гражданину в максимальной мере реализовать свой потенциал;

содействия самостоятельности, позволяющей людям достичь максимально возможного уровня индивидуального развития на основе собственной свободной воли;

безопасности, то есть создания системы гарантий защиты жизни, здоровья, имущественных и иных прав граждан.

Реализация основных целей социальной политики потребует решения целого ряда задач, в том числе:

повышение эффективности социального развития, создание социально-экономических, правовых и организационных условий, способствующих свободному развитию и самореализации каждого человека;

стимулирование экономически и социально активного гражданина, изменения мотивации к труду и преодоления социального иждивенчества через создание условий для развития человеческого потенциала;

формирование механизмов предоставления качественных социальных услуг, в том числе путем: поддержки общественных инициатив, способствующих реализации населением возможностей самостоятельно обеспечивать свое благосостояние; увеличения их функционального и организационного разнообразия; расширения набора платных услуг высокого качества;

формирование в социально-культурной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, эффективного использования этих средств, и на этой основе - обеспечение высокого качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг;

повышение уровня защиты социально незащищенных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которая объективно нарушает их жизнедеятельность и которую они не могут преодолеть самостоятельно.

Последовательное осуществление выделенных приоритетов социальной политики предполагает постепенный переход к модели «субсидиарности», обеспечивающей перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых, неимущих граждан при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям и предоставление социальных гарантий в той мере, в которой ни семья (отдельно проживающий гражданин), ни общество в целом не могут этого сделать самостоятельно.

При таком подходе граждане, обладающие самостоятельными источниками финансирования социальных потребностей, должны сами, за счет собственных доходов, оплачивать практически все расходы по оплате жилья и коммунальных услуг, а также часть расходов на медицинское обслуживание, образование, пенсионное страхование, культуру.  Тем самым, «субсидиарный» подход требует разделения социальной ответственности между государством, некоммерческим (общественным) сектором и бизнесом.

Направления региональных социальных реформ призваны дать ориентиры, которые позволяют выстраивать социальную политику, исходя из реально имеющихся у территории ресурсов и возможностей. Только в этом случае активная социальная политика выступает не ограничителем, а катализатором экономического роста.