Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

3.1.4. Промышленная, инновационная и
научно-техническая политика в Пермской области


Системообразующей целью промышленной политики является повышение региональной конкурентоспособности (то есть способности производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с другими регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья), соблюдение международных стандартов и расширение доли региональных компаний на внутреннем и мировом рынках как основного источника повышения благосостояния граждан Пермской области при непрерывном росте их жизненного уровня.

Мировой опыт свидетельствует о том, что основными принципами, обеспечивающими повышение региональной конкурентоспособности на основных направлениях социально-экономического развития регионов, являются:

формирование промышленной политики как важнейшей составной части региональной стратегии с активным равноправным участии в ее разработке и реализации органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций;

переход от сложившейся отраслевой промышленной политики к политике концентрации усилий и государственной поддержки конкурентоспособных производств и технологий;

смена приоритетов в выборе объектов промышленной политики в соответствии с общемировой тенденцией возрастания значения высокотехнологичных отраслей с высокой добавленной стоимостью;

создание условий перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства, распределения и использования знаний и информации в качестве главных факторов устойчивого экономического роста.

С учетом вышеизложенных принципов основными задачами промышленной политики являются:

проведение институциональных реформ и структурных преобразований в промышленности на основе технологий и производств, обеспечивающих конкурентоспособность продукции;

концентрация усилий на достижении приоритетов научно-технического развития, разработке критически важных технологий и мобилизации необходимых для этого политико-правовых, финансово-экономических и организационных ресурсов;

создание благоприятствующих условий для наиболее полной реализации регионального научно-технического и образовательного потенциала, активизации и стимулирования творческой деятельности;

развитие инфраструктуры научно-технической деятельности и рынка технологий;

стимулирование инновационной активности промышленности, в том числе малого наукоемкого бизнеса;

содействие продвижению на мировой рынок региональных технологических достижений;

разработка и реализация региональных научно-технических программ, участие в долгосрочных рискованных проектах научных центров и промышленных корпораций.

Основополагающей задачей в этом блоке является создание целостной системы обеспечения развития наукоемкого производства региона. Речь идет не о поддержке отраслей или подотраслей по канонам плановой экономики, а о поддержке отдельных производств и технологий, определяющих возможности технологических прорывов и значимых для российской и мировой экономик.

Ориентация на усиленное развитие наукоемких и высокотехнологичных услуг предприятий должна носить целенаправленный и последовательный характер, определять основное содержание Стратегии.

Основным критерием успешной деятельности современных промышленных предприятий должен стать показатель роста произведенной (вновь созданной добавленной стоимости), отражающий совершенствование отраслевой структуры компаний от простейших форм производства (с минимальными затратами человеческого капитала и высокой природной рентой) ко все более сложным формам, выступающим в качестве одной из главных целей промышленной политики.

Важным элементом промышленной политики являются институциональные реформы и структурные преобразования. Сделать ставки не на те отрасли промышленности - большой экономический риск, поэтому предпочтительным является ставка на развитие отдельных прорывных технологий, либо комплексных решений, которыми обладают или могут создать региональные предприятия.

При определении точек роста следует учитывать складывающееся в современном мире разделение труда, которое происходит на очень высоком уровне. По этой причине попытка восстановления всего спектра наукоемких технологий является финансово нереальным и экономически нерациональным вариантом.

Сегодня набирает темпы общемировой процесс смены технологических укладов с изменением характера и структуры общественного потребления, сдвигом потребительских предпочтений в пользу образования, информационных услуг и здоровой окружающей среды. Новейший технологический уклад приобретает отчетливый информационно-телекоммуникационный облик с ключевой ролью глобальных информационных сетей, систем искусственного интеллекта и интегрированных высокоскоростных транспортных коммуникаций при дальнейшем развитии энергосберегающих и экологических технологий, ядерной энергетики, космической техники, производства конструкционных материалов с заданными свойствами и гибкой автоматизации производства.

С учетом сложившейся ситуации при определении приоритетов промышленной политики могут быть использованы следующие критерии:  

ориентация выпускаемой продукции на отрасли постиндустриальной экономики (ядерная энергетика, компьютерные сети, космическая техника, производство конструкционных материалов, автомобильная промышленность и т.д.);

позиционирование на международные рынки;

наличие научно-технической и производственной инфраструктуры;

выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

соответствие региональной технологии приоритетным направлениям развития науки и техники, мировым и российским критическим технологиям.

В свою очередь деятельность добывающих отраслей промышленности должна быть направлена на освоение технологий с большей степенью технологического передела продукции.

Одновременно должен происходить процесс создания территориальных промышленных комплексов (ТПК), ориентированных на экспортную поставку продукции.