Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

     

4.1. Основные направления налоговой политики


Налоговая политика является не только составной частью, но и одним из наиболее эффективных инструментов осуществления социально-экономической политики, проводимой органами государственной власти.

Основной целью региональной налоговой политики является создание в рамках компетенции субъекта Российской Федерации такой комбинации взимаемых налогов и сборов, которая обеспечивала бы оптимальное  сочетание стимулирующей и фискальной функций налогов.

Для достижения данной цели необходимо соблюдение следующих принципов:

обеспечения всеобщности, равенства и равномерности налогообложения;

повышения экономической обоснованности налогообложения, недопущения взимания налогов, нарушающих конституционные права граждан;

недопущения установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство страны либо иначе ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

обеспечения законности и полноты установления всех элементов налогообложения;

обеспечение однозначности и недвусмысленности толкования норм законодательства о налогах и сборах.

Налоговая политика - фактор экономического развития.

Динамичное социально-экономическое развитие региона, увеличение инвестиций в развитие производства, повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения невозможны без проведения целенаправленной налоговой политики.

Для обеспечения достижения основных целей социально-экономического развития области в сфере налоговой политики необходимо решить следующие задачи:

использование налогов преимущественно на удовлетворение общественных потребностей. Если общественные потребности через бюджет определены неверно, то и налоги пойдут на удовлетворение установленных бюджетом и оторванных от действительности потребностей государства, которые будут служить интересам отдельных слоев общества или групп, а не интересам основных субъектов перераспределяемой собственности: государства, предприятий и граждан;

повышение роли прямых налогов на имущество и доходы в процессе регулирования макроэкономических процессов. Стратегической задачей является переход к всеобщему и равному налогообложению результатов деятельности и имущества как юридических лиц, так и населения;

осуществление стимулирующего воздействия на социально-экономические процессы посредством регулирования всех элементов налогообложения. Необходимость поэтапного отказа от практики предоставления налоговых льгот и обеспечение принципа всеобщего и равного налогообложения делают актуальным формирование норм налогового законодательства таким образом, чтобы стимулирование осуществлялось комплексно в результате установления и  основных элементов налогообложения: плательщик налога, объект налога, налогооблагаемая база, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога;   

определение норм законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы осуществляемое воздействие на экономику в точности совпадало с запланированными параметрами социально-экономического развития. Невыполнение задач налоговой политики приводит к нестабильности налогового законодательства. В таких условиях хозяйствующие субъекты лишены возможности планировать свою финансовую деятельность на долгосрочную перспективу;

устранение существующих недостатков и повышение качества налогового администрирования. Повышение собираемости налогов должно сопровождаться облегчением налогового администрирования для налогоплательщиков, при одновременном его удешевлении для государства и повышении эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов.

Результатами проводимой налоговой политики должны стать:

создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал области для обеспечения динамичных темпов социально-экономического развития;

создание благоприятного инвестиционного климата в области. Увеличение инвестиций, развитие производства неизбежно ведут к расширению налогооблагаемой базы, следовательно, к увеличению поступлений в бюджет области по таким доходным источникам, как налог на имущество, налог на прибыль, налог на землю и добычу полезных ископаемых;

учет и оптимизация налоговых льгот. В условиях вертикального и горизонтального разделения финансовых и налоговых органов создание эффективной системы учета налоговых льгот крайне затруднено. Создание системы учета и контроля от принятия областной или муниципальной льготы до количественного и качественного анализа объемов и получателей льгот позволит проводить оценку эффективности льготы и соответствия ее бюджетной политике региона.

Основными целями предоставления налоговых льгот являются стимулирование деловой и инвестиционной активности субъектов экономики, развитие и укрепление налогового потенциала региона, поддержка социально-незащищенных категорий налогоплательщиков.

Мобильные источники налогов должны использоваться как инструмент реализации инвестиционной привлекательности региона. В связи с этим необходимо льготировать затраты предприятий, связанные с инвестиционным (инновационным) процессом, от научно-исследовательских разработок до внедрения их на производстве, для чего государственную поддержку на областном уровне осуществлять путем снижения ставок по налогам на прибыль и на имущество в случае осуществления капитальных вложений на территории Пермской области, связанных с приобретением (созданием) основных фондов, нематериальных активов.

Льготы по налогу на имущество также могут рассматриваться как средство для стимулирования инвестиций. Эти льготы представляются вполне оправданными, так как налог на имущество несет в себе не столько фискальную, сколько регулирующую функцию.

Наряду с предоставлением налоговых льгот, необходимо обеспечить более широкое применение таких форм налогового стимулирования инвестиционных процессов, как налоговые отсрочки и инвестиционный налоговый кредит для предприятий, проводящих активную инвестиционную политику. Данные формы налогового стимулирования должны стать одним из основных инструментов региональной налоговой политики, так как предусматривают возврат в бюджет средств, высвобождаемых при льготном налогообложении.

Налоговая политика - основной инструмент формирования доходной базы бюджетов.

Основной целью в данной сфере является обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Пермской области за счет увеличения числа объектов налогообложения, оптимизации структуры налоговых платежей, диверсификации налоговой базы.

Стабильность и предсказуемость налоговой нагрузки - важные элементы устойчивого развития экономики, расширения налоговой базы. Однако в существующих условиях они не являются достаточными. В целях максимального использования налогового потенциала экономики Пермской области необходимо выстраивание взаимоотношений с вертикально интегрированными структурами, обладающими мобильной налоговой базой, усиление работы с отраслями, налоговый потенциал которых стабилен, но не соответствует объему собираемых налогов.