Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

4.2 Основные направления бюджетной политики


Основная цель бюджетной политики - повышение устойчивости государственной финансовой системы Пермской области. Устойчивое финансовое положение региона в целом и контролируемых им бюджетных организаций служит необходимым условием стабильного оказания бюджетных услуг и исполнения обязательств, принятых перед жителями области.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

оптимизация доходов бюджетов связана с увеличением и улучшением качества доходной базы бюджета, обеспечение ее стабильности;

повышение эффективности расходования бюджетных средств связано с проведением структурных реформ в основных отраслях бюджетной сферы, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов, обеспечение выполнения социальных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермской области;

совершенствование межбюджетных механизмов связано с созданием механизмов заинтересованности руководителей органов местного самоуправления, руководителей исполнительных органов власти Пермской области к увеличению налогового потенциала соответствующих территорий и повышению эффективности расходования средств бюджетов всех уровней;

Оптимизация доходов бюджетов.

Доходы консолидированного бюджета Пермской области включают:

налоговые доходы, составляющие около 80% от объема доходов консолидированного бюджета и являющиеся основными источниками финансирования расходов;

неналоговые доходы, составляющие в настоящее время около 3% от объема доходов консолидированного бюджета;

безвозмездные перечисления из федерального бюджета, составляющие около 4% от объема доходов консолидированного бюджета. В настоящее время они предназначены для целевого финансирования расходов по реализации федеральных законов «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ряда других;

доходы целевых бюджетных фондов, составляющие около 13% от объема доходов консолидированного бюджета.

Основными задачами в области оптимизации доходов бюджетов являются:

обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Пермской области;

увеличение поступлений неналоговых доходов. Для решения этой задачи необходимо дальнейшее повышение эффективности использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

увеличение объемов поступлений средств федерального бюджета за счет более результативной работы органов государственной власти региона по привлечению средств федерального бюджета путем участия Пермской области в федеральных программах, а также постепенного сокращения «нефинансируемых федеральных мандатов» и т.д.;

в перспективе сокращение количества целевых бюджетных фондов и их доли в бюджете, при этом финансирование бывших целевых расходов будет осуществляться по принципу совокупного покрытия расходов.

Повышение эффективности расходования бюджетных средств

Основными направлениями государственной политики в области бюджетных расходов являются:

1. Перспективные изменения направлений бюджетных расходов в связи с изменениями в подходах к административно- территориальному делению внутри субъектов Российской Федерации, которые предполагается закрепить Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это обусловливает необходимость решения ряда задач, в том числе:

четкое и стабильное законодательное разграничение расходных полномочий между бюджетами различных уровней бюджетной системы, в том числе между местными бюджетами различного уровня;

определение порядка изменения расходных полномочий при перераспределении бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы;

сокращение сферы совместных полномочий и др.

Разграничение расходных полномочий повлечет изменение структуры расходов бюджетов.

2. Обеспечение перехода на казначейское исполнение бюджетов всех уровней.

Создание системы эффективного расходования бюджетных средств на данном этапе невозможно без обеспечения прозрачности бюджета. Необходимую степень прозрачности может обеспечить только казначейская система исполнения бюджета. Переходу к казначейской системе исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований обеспечит эффективность управления бюджетными ресурсами, строгий учет бюджетных обязательств, недопущение необоснованного роста кредиторской задолженности.

Применение казначейских технологий позволяет обеспечивать также преимущества:

в сфере контроля за использованием средств бюджетов, недопущения возникновения необеспеченных бюджетных обязательств и как следствие прироста необоснованной кредиторской задолженности;

в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, необходимой для принятия решений в налоговой и бюджетной сферах.