Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

3.1.6.2. Инженерная инфраструктура
как основа стабильного развития региона


Повышение эффективности функционирования инфраструктурных отраслей предполагает активную политику реформирования энергетики, транспорта, связи и информационных технологий.

Структурные преобразования и реформирование энергетики.

Стратегическая задача развития энергетики - гарантированное и надежное обеспечение промышленных потребителей и населения тепловой и электрической энергией.

Однако это - задача «минимум», ориентированная лишь на выживание в сложный период.

Задача «максимум» предполагает опережающие темпы реконструкции энергетики региона, обеспечивающие возможность максимального использования существующей инфраструктуры энергетики Пермской области. Это позволит области стать одним из ведущих производителей электрической энергии восточно-европейской части страны и создаст энергетическую базу для перспективного развития других отраслей.

Важнейшей задачей является существенное повышение эффективности теплоэнергетики при минимизации затрат на ее функционирование и развитие. Повышение энергоэффективности предприятий теплоэнергетики области требует комплексного решения экономических, организационных и технических задач и неразрывно связанно с повышением общей эффективности функционирования и развития энергетического комплекса.

Решение и «минимальной» и «максимальной» задачи требует привлечения в отрасль финансовых ресурсов и наиболее рационального их использования с точки зрения снижения затрат на производство тепловой и электрической энергии и сбалансированности этих составляющих. Необходимым условием для этого является участие в разделении конкурентных и монопольных видов деятельности по видам бизнеса и типам объектов, формирование коммерчески эффективных компаний, повышение прозрачности деятельности предприятий энергетики. Достижение поставленных задач на территории области реализуется путем создания диверсифицированных территориально-отраслевых энергетических комплексов. Гарантией устойчивости и эффективности функционирования таких комплексов является отбор инвесторов по технологическому принципу: поставщик энергоресурсов - производитель энергии - потребитель энергии.

Конкретными направлениями развития энергетического комплекса должны стать:

1. Перевод действующих ТЭЦ на новые, экономичные паротурбинные и газотурбинные силовые агрегаты с утилизацией отработавших газов по теплу.

В свете концепции единства развития различных отраслей региона (концепция «кластерного» развития) представляется целесообразным расширенное внедрение газотурбинных установок, изготовляемых рядом предприятий авиационной промышленности и ракетно-космического комплекса и поставляемых НПО «Искра-энергетика».

Выстраиваемая структура региональных взаимосвязей - поставщик энергоресурсов - производитель энергии - потребитель энергии получает следующее звено - производителя высокоэффективного энергетического оборудования, который имеет по производственной кооперации свои устойчивые наработанные связи.

2. Перевод котельных на современные парогазовые установки.

Существующие на территории области объекты «малой энергетики» характеризуются высокой степенью морального и физического износа, низким КПД и как следствие высокой себестоимостью вырабатываемой энергии, превышающей в 2-4 раза существующие тарифы ОАО «Пермэнерго». Одним из способов выхода из сложившейся ситуации является реконструкция существующих и строительство новых объектов «малой энергетики» на базе современных и высокоэффективных технологий (использование парогазовых и газотурбинных установок, эффективного паросилового оборудования, внедрение усовершенствованных горелочных устройств, утилизация сбросной теплоты и низкопотенциальных энергоресурсов ТЭС и котельных). Это позволит снизить величину тарифов на тепловую энергию и повысить качество теплоснабжения предприятий и населения.

3. Реконструкция тепловых сетей, перевод их на новые температурные режимы, внедрение новых материалов, энергосберегающих устройств, технологий.

4. Ревизия электрических сетей на предмет рационального землепользования, проведение мероприятий по снижению сумм земельного налога (совместное землепользование и др.), внедрение современных систем контроля, защиты, учета мощности.

5. Энергосбережение.

Создание условий для стимулирования развития энергосбережения на территории области, как при производстве, так и при потреблении энергии (установка преобразователей частоты, регуляторов потребления тепловой энергии для объектов социальной сферы и населения, приборов коммерческого учета тепловой энергии, энергосберегающие строительные технологии) является также одним из направлений по реализации стратегической задачи развития энергетики.

С целью долговременного снижения затрат бюджетных средств различных уровней на топливно-энергетические ресурсы, повышения конкурентоспособности продукции предприятий Пермской области вследствие уменьшения затрат на применение энергии на уровне региона разрабатывается Программа энергосбережения Пермской области на период 2003-2006 годов, которая позволит реализовать потенциал ресурсосбережения в части тепловой, электрической энергии и природного газа. Реализация программы позволит повысить эффективность использования тепловой и электрической энергии, что приведет к снижению тарифов. Кроме того, внедрение энергосберегающих технологий позволит компенсировать ограничение лимита на газ, как основной первичный энергоноситель.

6. Осуществление тарифной политики.

Целью реализации тарифной политики в энергетике Пермской области является достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей электрической и тепловой энергии в условиях переходного этапа реформирования электроэнергетики.

Основными принципами тарифной политики являются:

установление единых тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех потребителей Пермской области. Дифференцирование тарифов для различных групп потребителей возможно только в зависимости от технологических условий обеспечения энергией конечных потребителей данной группы;

включение в тарифы на электрическую и тепловую энергию экономически обоснованных затрат энергоснабжающих организаций, при сохранении темпов роста тарифов на уровне темпов инфляции и не выше темпов роста отпускных тарифов с ФОРЭМ и цен на газ;

стимулирование разработки и внедрения энергосберегающих проектов и технологий.

Основные направления тарифного регулирования электроэнергии:

1) введение раздельного учета затрат и установление тарифов на генерацию, передачу и сбыт электрической энергии, что позволит сделать прозрачной структуру тарифа, в основном устранить перекрестное субсидирование, определить потребности в финансировании льгот, установить равные тарифы для всех потребителей электроэнергии Пермской области;

2) дифференцирование тарифов по группам потребителей будет производиться только на основе методических указаний ФЭК России без предоставления дополнительных льгот на областном уровне. Критериями выделения групп потребителей являются: объемы потребления, уровни напряжения и надежность энергоснабжения;

3) устранение перекрестного субсидирования. До настоящего времени законодательством предусматривалось установление льготных тарифов для отдельных групп потребителей: железная дорога, сельское хозяйство, бюджетные потребители, учреждения религиозного культа, детские лагеря, населенные пункты, население. Сокращение перекрестного субсидирования в конечном итоге позволит создать резерв для удержания роста тарифов для промышленных потребителей, несших бремя перекрестного субсидирования, в сумме 1 726 млн. рублей;