Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

3.3. Оптимизация размещения производительных сил


Территориальная дифференциация уровня и особенностей социально-экономического развития Пермской области достаточно велика, поэтому устойчивый экономический рост невозможен без учета специфических, ключевых проблем, требующих первоочередного решения, сглаживания территориальных диспропорций.

Для Березниковско-Соликамского экономического района ключевыми являются экологическая проблема (высокое загрязнение атмосферы и водоемов, несвоевременная закладка пустот-выработок  на  калийных  шахтах),  проблема  тупикового  транспортно-географического положения на транспортных путях с низкими техническими характеристиками, гипертрофированное развитие химической промышленности, чрезмерное преобладание в структуре экономики отраслей, ориентированных на использование местного сырья, недостаточное развитие сферы науки, образования и культуры, слабое использование туристического и рекреационного потенциалов.

Основные проблемы Кизеловско-Губахинского микрорайона, являющегося кризисной территорией области, - реструктуризация Кизеловского угольного бассейна, развитие отраслей, способных заполнить нишу, образовавшуюся после прекращения угледобычи (химия органического синтеза, деревообработка, промышленность строительных материалов), экологическая проблема, обострившаяся в связи с закрытием шахт, приостановка деградации и укрепление системы расселения территории. В решении названных проблем нужны и новые подходы. К таковым можно отнести проекты создания центров активного отдыха и спорта в горных районах территории, возможность проработки варианта создания базовых поселений для вахтовиков, работающих в районах Крайнего Севера.

Для Лысьвенско-Чусовского микрорайона актуальной является проблема усиления разнообразия функциональной структуры экономики, развитие отраслей, непосредственно ориентированных на удовлетворение потребностей населения (в первую очередь туризма и рекреации).   В производственной сфере актуальным вопросом является техническое перевооружение предприятий, усиление верхних стадий пирометаллургического цикла черных металлов, лесоэнергопромышленного цикла.

Ключевая проблема Кунгурского микрорайона - поиск действенных механизмов развития туристического бизнеса как пропульсивной отрасли экономики, способной дать новый импульс таким отраслям, как легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, промышленность строительных материалов, строительство, народные промыслы.

Для Чернушинско-Куединского микрорайона актуальными являются повышение социальной эффективности функционирования нефтегазодобывающей промышленности, ускоренная модернизация агропромышленного комплекса, укрепление его позиций в конкурентной борьбе с производителями продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности соседних регионов.

К числу актуальных проблем Чайковского микрорайона можно отнести нарастающую тенденцию обеднения функциональной структуры («вымывание» из отраслевой структуры точного машиностроения, утрата былых позиций туристической отраслью). Проблемы агропромышленного комплекса такие же, как и в Чернушинско-Куединском (в данном случае жесткую конкуренцию оказывают удмуртские сельскохозяйственные и пищевые предприятия).

Для Верещагинского округа ключевой проблемой является проблема модернизации всех отраслей агропромышленного комплекса, придание им былого значения отраслей специализации территории. Важная проблема - оптимизация транспортно-географического положения округа (в первую очередь - возможность сделать Верещагино важным железнодорожным узлом, присоединив к Транссибу дорогу из Архангельска здесь, а не на ст.Григорьевской, и сделав Верещагино  начальным участком дороги  в  обход Пермского железнодорожного узла).

Для Пермского округа основной проблемой является перевод развития пермской агломерации на интенсивные рельсы, что  подразумевает отказ от гипертрофированного развития ядра, освобождение Перми от непрофильных функций, создание условий для развития полюсов роста на периферии агломерации. Особый аспект проблемы - инфраструктура агломерации, в том числе строительство автодорожного и железнодорожного обхода Перми. Сохраняет актуальность экологическая проблема.

Для северных Чердынского и Красновишерского округов, относящихся к числу депрессивных территорий области, актуальными являются проблемы инфраструктурного обеспечения, сохранения сложившейся системы расселения, развития и совершенствования верхних стадий лесоэнергопромышленного цикла. В Чердынском округе эти проблемы стоят более остро, так как округ не располагает конъюнктурными ресурсными отраслями (в первую очередь алмазодобывающей). Необходимость развития севера области обусловлена такими причинами, как наличие здесь стратегических полезных ископаемых (золота и алмазов), которые могут быть использованы для формирования залогового фонда области, наличие промышленных запасов ряда других полезных ископаемых (нефти, газа, вольфрама), строительных и отделочных камней.

Особая роль в социально-экономическом развитии Пермской области принадлежит Перми.

В перспективе роль областного центра должна возрастать, трансформируясь качественно.

С одной стороны, город должен освобождаться от непрофильных функций, не требующих применения высококвалифицированного, наукоемкого труда. Эти функции должны развиваться на основе новых технологий в поселениях пермской агломерации, других населенных пунктах области, становясь основой экономического возрождения этих поселений. В первую очередь, это касается промышленно-производственных функций (машиностроение, применяющее труд средней квалификации, часть легкой, пищевой, деревообрабатывающей отраслей, строительного комплекса производственного назначения).

Требует решения проблема перегруженности областного центра транспортными транзитными функциями, для осуществления которых используются дорогие городские земли, в том числе в центральной части города (станция «Пермь-Сортировочная», часть порта «Пермь»).

С большей интенсивностью в Перми должны развиваться функции, наиболее профильные для города с численностью населения около 1 млн. человек («столичные»). К ним относятся:

деловые, финансовые;

научные и образовательные (организация технопарков, технополисов, многофункциональных научно-производственных зон);

промышленные (преимущественно на основе высоких технологий);

информационно-телекоммуникационные;

культурные (сохранение и развитие имеющегося культурного потенциала);

спортивные, туристические, рекреационно-развлекательные (создание регионального выставочно-ярмарочного комплекса, автодрома, водно-спортивных комплексов и центров зимних видов спорта, тематических природных парков и т.п.).

Одновременно в ближайшие годы должна решаться проблема более равномерного распределения функций, связанных с предоставлением разного рода услуг населению и производственной сфере на территории области.

Перспективным направлением выравнивания социально-экономического развития территорий является туризм.

Эффективное развитие индустрии туризма позволит значительно увеличить поток туристов и приток денежных средств на территорию Пермской области. Следствием этого станет широкое развитие малого бизнеса, смежных отраслей экономики, инфраструктуры региона. Туризм будет способствовать поддержанию высокого уровня стандартов качества услуг в строительной, транспортной (железнодорожной, авиационной, речной, автомобильной) и в других отраслях. Высокая трудоемкость предприятий туристского сервиса способствует повышению занятости населения. Формирование посредством общения и познания позитивного межгосударственного и межрегионального взаимопонимания, повышение уровня образованности, воспитанности, патриотичности и здорового образа жизни будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, финансирующих как туристическую деятельность, так и другие отрасли экономики. Будут созданы условия для развития удаленных и окраинных районов области, сохранения природы, памятников истории, культуры, ценностей культурного наследия, традиций, народных промыслов.

Развитие туристического бизнеса и рост занятости населения обеспечат рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней. Добившись переориентации части выездного туризма на внутренний, можно рассчитывать на сокращение финансовых потерь региона.

Органы государственной власти Пермской области должны содействовать туристской деятельности и создавать благоприятные условия для ее развития, а также определять и поддерживать приоритетные направления туристской деятельности, формировать представление о Пермском крае как регионе, благоприятном для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.