Малое предпринимательство выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, которая быстро реагирует на изменения экономических условий и которая возникает и функционирует в условиях заведомо конкурентной среды, способствуя тем самым возникновению общей конкуренции и повышению инвестиционной привлекательности региона.
Целью политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для более динамичного их развития, обеспечивающих:
повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого бизнеса, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса;
повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития области, увеличение доли малых предприятий в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства;
финансовое обеспечение государственной и альтернативной (внебюджетной) поддержки малого предпринимательства;
создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей малому бизнесу получать услуги и ресурсы (подготовка кадров, информация маркетингового характера, аудиторские и юридические услуги и т.п.) на бесплатной или частично платной основе;
снижение издержек, обусловленных функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
сокращение доли теневого оборота в малом бизнесе;
стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
дополнительная поддержка малого бизнеса на областном и местном уровне в некоторых отраслях с целью преодоления моноспециализации.
К основополагающим принципам поддержки малого предпринимательства относятся:
приоритетная поддержка субъектов малого бизнеса, способных самостоятельно вести предпринимательскую деятельность;
предоставление государственной поддержки субъектам малого предпринимательства на условиях конкурсного отбора с учетом значимости и необходимости их проектов, продукции или услуг;
адресность мер поддержки;
целевой характер и эффективность использования средств поддержки;
предоставление средств государственной поддержки на условиях софинансирования проектов и производств в сфере малого предпринимательства;
дифференцированный и селективный подход при поддержке малых предприятий с учетом отраслевых и территориальных особенностей.
В целом для малого предпринимательства Пермской области приоритетными стратегическими направлениями поддержки являются:
стимулирование развития трудовых отношений в малом предпринимательстве, обеспечивающих социальную защищенность наемных работников и социальную ответственность работодателей;
развитие материально-технической базы малых предприятий и освоение инновационных технологий;
развитие кооперации крупных и малых предприятий, кооперации малых предприятий;
развитие государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
развитие системы институтов инвестиционной и финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
организация информационного обеспечения в сфере малого предпринимательства;
формирование благоприятной социально-психологической среды.
Отраслевой аспект политики поддержки малого предпринимательства предполагает разработку первоочередных мер государственной и муниципальной поддержки в достаточно узко выделенных приоритетных отраслях. Приоритетным является развитие малых предприятий в инновационной сфере, агропромышленном комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве, производстве продуктов питания, социально значимых услуг, народных промыслах и ремесленничестве (прежде всего, в части надомного труда).