Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Пермской области

3.5.3. Политическая стабильность


Политическая ситуация в Пермской области последнего десятилетия характеризуется обычно с использованием понятия «стабильность». При этом наблюдается существенная ускоренность демократических политических институтов и, в значительной степени, сознательное отношение жителей Прикамья к своему политическому выбору. В течение последних десяти лет жители области демонстрируют на выборах любого уровня устойчивые демократические предпочтения, поддерживая, в первyю очередь, политические силы и политических лидеров реформистской конструктивной ориентации. Так, по результатам семилетнего исследования ученых московского Центра Карнеги из всех субъектов Российской Федерации самым демократичным регионом признана Пермская область.

Качественными показателями политической системы Пермской области также являются: высокий уровень развития местного самоуправления, сбалансированный механизм взаимодействия региональных и федеральных органов власти.

Вместе с тем, политическyю стабильность в области нельзя считать абсолютной характеристикой, укоренившейся раз и навсегда. Современный уровень политической стабильности в области следует воспринимать не в качестве конечного достижения, а как определеннyю точку, начиная с которой следует переходить к планомерным действиям по консолидации демократии, включая и развитие политической культуры гражданского типа, который предполагает сознательное и инициативное участие граждан в политической деятельности. До недавнего времени процесс демократизации политической ситуации в Пермской области, становления институтов гражданского общества (совокупности гражданских инициатив) развивался эффективно, но в значительной степени спонтанно, что создавало почву для непрогнозируемых изменений политической ситуации в области. Вектор политических настроений жителей региона в любой момент может непредсказуемо измениться. Нельзя исключить возможность увеличения влияния экстремистских сил.

В Пермской области накоплен достаточный опыт и потенциал для решения тех проблем, которые на сегодняшний день отчетливо выявлены в политической жизни региона. Данный потенциал может быть реализован только на основе единых подходов, с единым координационным центром, общей организационно-методической системой, централизованным базовым финансированием, то есть только на основе целевой комплексной программы.

В целях развития политических отношений в области планируется продолжить работу по реализации областной целевой Программы развития политической и правовой культуры населения Пермской области на 2002-2006 годы.

В рамках Программы планируется оказывать поддержку инициативным проектам в сфере развития политических институтов и гражданского общества, а также научно-практических проектов исследования общественно-политических процессов.

Предполагается разработать и внедрить методы и организационные механизмы мониторинга, диагностики и прогнозирования общественно-политической ситуации в регионе.

Ожидаемые конечные результаты:

повышение уровня информированности населения Пермской области о структуре, функциях и деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, конституционных механизмах реализации интересов граждан и защиты их политических прав (контроль за изменением ситуации осуществляется на основе социологического мониторинга);

расширение объемов конструктивной деятельности политических партий, включая увеличение количества реализованных позитивных инициатив, количества кандидатов, выдвигаемых на выборах различных уровней;

снижение числа некорректных и неэтичных проявлений публичной политической деятельности, в том числе в условиях предвыборной борьбы (контроль осуществляется на основе мониторинга средств массовой информации, данных областной избирательной комиссии);

обеспечение кадрами высококвалифицированных специалистов всех отраслей политической деятельности (контроль осуществляется на основе мониторинга рынка кадровых ресурсов в данной сфере).

Вовлечение населения Пермской области в процесс формирования институтов гражданского общества будет способствовать углублению функционального взаимодействия и укреплению доверия между населением и органами государственной власти.

С другой стороны, информированность о путях решения многих проблем помогут гражданам эффективно строить свои взаимодействия с политическими институтами области и Российской Федерации в целом.

Одним из основных условий стабильной политической и экономической ситуации в регионе является квалифицированное управление на муниципальном уровне. Именно здесь замыкается большинство повседневных и периодических циклов жизнедеятельности населения, происходит наиболее тесное взаимодействие личности и окружения, а значит и столкновение человека с большинством жизненных проблем, что, безусловно, влияет на отношение человека ко всем ветвям и уровням власти.

Качественное управление на муниципальном уровне в обязательном порядке должно сочетать в себе две противоположные характеристики. С одной стороны, оно должно быть инновационным, опираться на современные идеи, обладать высокой степенью «преактивности». С другой стороны, сохранять преемственность, обладать определенным «здоровым» консерватизмом, в первую очередь, в части стратегических направлений развития, долгосрочных обещаний.

Муниципальные образования обладают разными социально-экономическими потенциалами. Смена власти может проходить как в благоприятных социально-экономических условиях, так и в условиях спада, что в свою очередь в разной степени зависит от непосредственной деятельности органов местного самоуправления. При этом сама сменяемость избранного руководителя является немаловажным фактором инвестиционного риска, поскольку по объективным причинам в разные периоды работы эффективность деятельности руководителя не одинакова. Пик эффективной деятельности, по мнению экспертов, наступает на третий год работы. Поэтому задача органов государственной власти и органов местного самоуправления заключается в разработке механизма, позволяющего минимизировать риски, связанные с потерей управляемости в переходный период.

Важным элементом такого механизма должна стать оценка эффективности деятельности органов управления на муниципальном уровне. Основная цель данной оценки - своевременное выявление положительных и отрицательных тенденций в развитии муниципальных образований и принятие соответствующих управленческих решений, позволяющих максимально снизить политические риски.

В основу выбора показателей методики должны быть положены следующие принципы:

многофакторность, комплексность, способность интегрального отражения процессов, происходящих на территории;

прозрачность в отражении деятельности администраций территорий;

объективность, независимость;

сопоставимость по территориям, очищенность от влияния сильной дифференциации территорий по социально- экономическому потенциалу;

количественная ограниченность.

Следует обратить внимание и на важность преобладания динамичных показателей. Анализ ситуации в муниципальных образованиях свидетельствует о том, что негативные тенденции даже при высоком уровне социально-экономического развития территорий, очень быстро и отрицательно отражаются на общей ситуации, создают предпосылки для роста политической нестабильности. В то же время положительная динамика, даже при недостаточно высоком уровне развития и ограниченном потенциале, приводит к преобладанию позитивных тенденций в муниципальном образовании в целом. Следовательно, преодоление отрицательных тенденций становится важным элементом выстраивания деятельности органов местного самоуправления и анализа этой деятельности со стороны региональных органов власти.

Наряду с мониторингом управленческой деятельности необходимо осуществлять мониторинг социально-экономического состояния территорий Пермской области, которое зависит не только от деятельности органов местного самоуправления, но и от имеющегося социально-экономического потенциала территории, ее отраслевой структуры и экономико-географического положения. Постоянная оценка социально-экономического состояния позволит выявить фон, на котором разворачивается деятельность администраций, а также указать на те стороны социально-экономической ситуации, которые требуют первоочередного вмешательства органов государственной власти.