Недействующий

Об областной целевой Программе развития и гармонизации национальных отношений народов Пермской области на 2004-2008 годы (с изменениями на 18 февраля 2008 года)


2. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программными методами


Пермский край - один из самых крупных полиэтничных субъектов Российской Федерации. Исторически сложилось так, что в процессе многовекового развития на ее территории сформировалось и проживает в настоящее время более 120 народов славянской, тюркской, финно-угорской и других этнических групп. Развитие и гармонизация национальных отношений является важнейшей составляющей социокультурной политики региона. Законодательной и исполнительной властью Пермского края в этой сфере накоплен большой опыт. Системность и комплексность деятельности администрации края в сфере межнациональных отношений обеспечивается на основе концептуальных подходов, воплощающихся в краевых программах. С 1993 года, когда в Пермском крае была разработана первая в России программа поддержки развития национальных культур, выполнено уже три программы. Однако акцент в них делался на развитие национальных культур: две краевые программы поддержки развития национальных культур народов Прикамья на 1993-1995 годы и на 1996-1998 годы. Комплексная программа развития и гармонизации национальных и межнациональных отношений народов Прикамья на 1999-2003 годы явилась механизмом реализации конституционных прав на сохранение и развитие родных языков, культур представителей народов и этнических групп, проживающих в регионе, и одновременно - гармонизации отношений между этими народами. В ходе осуществления данной программы ставка была сделана на конкретные дела с реальными целями и конкретными результатами. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

В крае действует 81 общеобразовательное учреждение с изучением родного (нерусского) языка, в том числе 77 - с изучением татарского языка, 1 - с изучением удмуртского языка, 3 - с изучением марийского языка. Обеспеченность данных общеобразовательных учреждений учебниками нового поколения по родному (нерусскому) языку и литературе составляет 20%. Формами дополнительного образования с этнокультурным содержанием охвачено 20% учащихся. Работают 184 национальных творческих коллектива, объединяющих около 2000 тысяч участников. Ежегодно организуется по две-три региональных выставки народных промыслов с участием более 80 народных умельцев, в том числе 12, имеющих почетное звание «Народный мастер Прикамья» (звание присваивается Законодательным Собранием Пермского края). В 8 территориях края работает 18 спортивных объединений, культивирующих национальные виды спорта с охватом около 300 человек. Конкретный вклад в развитие национальной сферы вносят 65 общественных национально-культурных объединений, действующих на территории края. В 2002-2003 годах в номинациях краевого конкурса социальных и культурных проектов годов «Прикамье - наш общий дом» и «Прикамью - культуру межнациональных отношений» заявлено 26 проектов, 7 из которых признаны победителями. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)


Подобная система деятельности позволила увеличить количество участников мероприятий программы, по оценкам экспертов, на 36% по сравнению с программами 1993-1998 годов. При этом на 17% увеличилось количество национальных общественных объединений и гражданских инициатив, направленных на сохранение межнационального мира и согласия в регионе. Возрос уровень доверия многонационального населения к администрации края и органам исполнительной власти. По результатам научного исследования 78% респондентов отметили положительную роль администрации края в удовлетворении национальных потребностей многонационального населения края; 63% назвали примеры конкретных действий, мероприятий администрации края по развитию межнационального сотрудничества и культуры межнационального общения. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)


Вместе с тем в развитии национальных отношений на территории края существуют некоторые элементы скрытой напряженности. Многие из них кроются в кризисных явлениях экономики и социокультурной сферы и требуют взвешенности, четкой последовательности, поэтапности конкретных мер по координации национальных отношений, прежде всего, на региональном уровне. Одной из ключевых проблем остается создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края. 56,7% опрошенных в ходе социологического исследования выражают тревогу за судьбу своего народа, развитие культуры и языка; 34,8% опрошенных считают, что недостаточны меры по воспитанию культуры межэтнических отношений; 29,7% отметили проявления национального эгоизма и недоброжелательности на бытовом уровне. Отсутствие программных методов регулирования этносоциальных процессов может привести к усилению межнациональной напряженности, вспышкам национальной розни и дестабилизации этнополитической ситуации в регионе в целом. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)


Программа отражает комплексные подходы по устранению отмеченных негативных фактов и явлений и направлена на создание условий для национального развития и гармонизации межнационального взаимодействия народов, проживающих на территории края, укрепление правовой базы государственной национальной политики Пермского края. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)

С одной стороны, в ней соблюдена преемственность с программами, действовавшими в 1993-2003 годах. Основные принципы национальной политики остаются актуальными и востребованными: равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от национальной принадлежности, развитие национально-культурной самобытности, предотвращение межнациональной розни и вражды между народами, сохранение целостности России, в большей степени обеспечивающееся на региональном уровне. С другой стороны, эти принципы требуют дальнейшего углубления с учетом региональных особенностей и совершенствования методов прогнозирования и развития этносоциальных процессов в Пермском крае в последующие пять лет. (в редакции Закона Пермского края от 18 февраля 2008 года N 193-ПК)