Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию областной целевой программы «Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2003-2005 годы» (прилагается).
2. Рекомендовать администрации области ускорить разработку областной целевой программы «Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области на 2003-2005 годы» и внести ее на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области не позднее октября 2003 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А. Девяткин
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы
«Обеспечение личной и общественной безопасности
на территории Пермской области на 2003-2005 годы»
Криминогенная ситуация в Пермской области характеризуется значительным числом регистрируемых преступлений. Только за 2002 год их общее количество составило 70791, что на 15,7% меньше, чем в 2001 году (84022). Вместе с тем зарегистрирован рост таких видов преступлений, как разбои - на 30,2% (2106), грабежи - на 7,6% (6797), неправомерное завладение транспортным средством - на 44,4% (1415), хулиганство - на 16,9% (5416). Возросло количество преступлений в общественных местах на 9,5% (8645), в том числе на улицах - на 12,9% (7031).
Несмотря на то, что количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступных посягательств несколько сократилось (на 25,8%), их количество остается высоким и составляет 55,4% (39222). Зарегистрировано 799 умышленных убийств (снижение на 7,8%). Значительную долю в составе общей преступности занимают кражи (37,4%). Отмечено их снижение на 25,2% (26472), краж из квартир - на 17,3% (9417), мошенничества - на 21,2% (1398), вымогательства - на 28,9% (329), преступлений в сфере наркобизнеса - на 38,7%.
Раскрываемость преступлений составила 55,6% против 65,0% в 2001 году.
Выявлено 29621 лицо, совершившее преступления, 28,3% из них составляют молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет. Зарегистрировано 5014 женщин, совершивших преступления. Число лиц, ранее совершавших преступления, составило 8834 человека. В структуре зарегистрированных преступлений продолжает оставаться высоким уровень лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
За 2002 год на территории области зарегистрировано 3554 дорожно-транспортных происшествия, при которых 582 человека погибли и 4112 ранены.
Рост числа дорожных происшествий зарегистрирован в 16 городах и районах области, в том числе наиболее значительно:
в г. Гремячинске - на 76,5%;
в Уинском районе - на 37,5%;
в Нытвенском районе - на 36,8%;
в Горнозаводском районе - на 24,0%;
в Березовском районе - на 17,5%;
в Осинском районе - на 17,5%;
в Кишертском районе - на 15,8%;
в Сивинском районе - на 13,6%.
В 19 территориях области отмечается увеличение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях и в 24 - травмированных людей.
Ежегодный объем финансирования милиции общественной безопасности из средств консолидированного бюджета области составляет более 600 млн. рублей. Выделяемые средства, направляемые на оплату труда сотрудникам милиции, содержание автотранспорта, зданий и сооружений органов внутренних дел, не обеспечивают в полном объеме решение задач по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов, общественных формирований и организаций по профилактике, раскрытию преступлений.
Недостаток финансирования сдерживает внедрение технических средств по профилактике правонарушений в городах и населенных пунктах, не позволяет организовать должную работу с кадрами (проведение конкурсов на звание «Лучший участковый уполномоченный милиции», «Лучший инспектор ДПС ГИБДД» и т.д.).
Дополнительных финансовых вливаний требует реализация мероприятий антитеррористической направленности, обеспечения безопасной работы жизненно важных объектов области, объектов повышенной опасности.
Назрела настоятельная необходимость в усилении контроля за передвижением автотранспорта на территории области, особенно въездом и выездом из области. Необходимы дополнительные мероприятия по контролю за оборотом лома и отходов цветных и черных металлов, наркотиков, алкогольной продукции, сырой нефти и нефтепродуктов и другой продукции.
Организация стационарных постов ГИБДД в Суксунском, Чайковском районах, г. Кудымкаре потребует более 5,0 млн. рублей.
Потребуются дополнительные затраты, связанные с контролем скоростного режима на автомобильных дорогах области, организацией постоянно действующих постов ДПС ГИБДД на потенциально аварийно-опасных перекрестках областного центра и т.д.
В связи с реализацией Закона Пермской области «О мировых судьях в Пермской области» необходимо провести ряд мероприятий по улучшению технической укрепленности помещений, в которых расположены судебные участки мировых судей (установку тревожной сигнализации с выводом к судебному приставу по ОУПДС и дежурному по ОВД; обеспечение средствами определения металла; установку металлических ограждений в залах судебных заседаний для содержания лиц, находящихся под стражей; установку охранной сигнализации и т.д.).
Необходимы ежегодные расходы по финансированию работы средств массовой информации, освещающих деятельность правоохранительных органов в своих изданиях (газета «Досье 02»).
В связи с принятием Закона Пермской области «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении общественного порядка на территории Пермской области» необходимо предусмотреть затраты, связанные с деятельностью дружинников.
Распространенность наркомании за последние пять лет увеличилась в 2 раза. К началу 2003 года на учете органов здравоохранения состояло 10,3 тыс. человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, из них более половины с установленным диагнозом «наркомания». В 2002 году на медицинский учет поставлено 1333 человека (2000 год - 2234), из них 247 - несовершеннолетних. Ежегодно наблюдается рост числа женщин, употребляющих наркотики (удельный вес - 17%).
Отмечается рост заболеваемости граждан ВИЧ-инфекцией. В области к настоящему времени выявлено более 4 тыс. таких больных, 90,8% из которых - потребители наркотиков.
Криминогенная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков, характеризуется активным поступлением наркотических средств в область. Удобное географическое положение области, ограниченные возможности по таможенному досмотру, обусловленные слабой технической оснащенностью, способствуют контрабандному ввозу наркотиков и их транзиту по территории области. Контрабандно поступают наркотики синтетического происхождения из Китая, Вьетнама, Турции. В 2002 году на Пермском наркорынке значительно увеличилась доля таких синтетических наркотиков, как амфетамины. Психоактивные вещества доставляются в Пермскую область в основном автомобильным и железнодорожным транспортом. Для сокрытия наркотиков при этом используются специально изготовленные тайники, а также скоропортящиеся продукты, что существенно затрудняет их обнаружение, в том числе и с применением служебно-розыскных собак. Прогнозируется ввоз в область наркотических веществ в железнодорожных контейнерах под видом консервированной продукции.
Осложняет наркоситуацию наличие собственной сырьевой базы. В области имеются многочисленные посевы масличного мака и дикорастущей конопли на дачных и приусадебных участках, а также в заброшенных деревнях с пустующими посевными площадями.
В Пермской области имеется 16 крупных объектов производства, хранения, реализации и использования наркотиков и 38 прекурсоров. На предприятиях химической и нефтехимической промышленности Прикамья производятся значительные объемы прекурсоров, в том числе соляная и серная кислоты.
Количество регистрируемых наркопреступлений в 2002 году составило 2200, что на 38,7% меньше, чем в 2001 году (3589). Несмотря на то, что несколько сократилось (на 27,2%) количество тяжких и особо тяжких преступлений, их число остается достаточно высоким и составляет 51,5% (1132) от общего количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Зарегистрировано 847 фактов сбыта психоактивных веществ.
Наблюдается устойчивый рост групповых преступлений. Они носят все более организованный характер и имеют межрегиональные и международные связи.
Раскрываемость преступлений составила 69,8% против 82,4% в 2001 году.
Переход к интенсивным формам противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков и наркобизнесом, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов требуют дополнительного финансирования из областного бюджета.
Во многих районах Пермской области отмечается высокий уровень отравлений алкоголем и его суррогатами. Так, по данным Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Пермской области в 1 квартале 2003 года число отравлений алкоголем и его суррогатами возросло на 16% относительно аналогичного периода 2002 года (783 случая против 673). При этом отравления собственно алкоголем составили 53%, тогда как остальные 47% вызваны употреблением высокотоксичной непищевой спиртосодержащей продукции (парфюмерно-косметических изделий, гигиенических средств, товаров бытовой химии). Наиболее неблагополучная обстановка сложилась в городах: Пермь, Губаха, Березники; районах: Октябрьском, Сивинском, Частинском.
Все это в значительной степени является следствием незаконного оборота в торговых организациях и, прежде всего, на рынках ранее запрещенных спиртосодержащих жидкостей, а также сырья, предназначенного для производства парфюмерно- косметической продукции, используемого не по назначению для изготовления суррогатного алкоголя.
В целях охраны здоровья населения и предупреждения случаев отравления спиртосодержащими жидкостями требуется:
1. Создание законодательной базы:
ограничивающей реализацию в организациях торговли спиртосодержащей непищевой продукции с массовой долей спирта более 15%;
запрещающей реализацию спиртосодержащих непищевых жидкостей объектами мелкорозничной торговли (павильонами, киосками и т.п.);
2. Привлечение средств массовой информации к работе по разъяснению негативных последствий использования спиртосодержащей не пищевой продукции на здоровье человека.
В целях системного упорядочения работы по обеспечению личной и общественной безопасности на территории области необходима разработка и принятие соответствующей областной целевой программы (ОЦП).
ОЦП «Обеспечение личной и общественной безопасности на территории Пермской области» предполагает:
обеспечение общественного порядка и профилактику преступлений; создание ситуационного центра, осуществляющего оперативный мониторинг объектов повышенной опасности и эффективное управление службами, нарядами милиции и силами реагирования;
укрепление материально-технического, финансового и социально-бытового обеспечения милиции общественной безопасности (обеспечение помещениями, техническими средствами, телефонной связью, средствами защиты, автотранспортом, служебной жилой площадью участковых инспекторов милиции на обслуживаемых административных участках);
повышение профессионализма кадрового состава;
согласованность действий всех служб в раскрытии преступлений;
техническую поддержку обеспечения личной и общественной безопасности отправления правосудия мировыми судьями Пермской области;
защиту частной, государственной и муниципальной собственности;
обеспечение безопасности на автомобильных дорогах;
обеспечение противодействия незаконному обороту спиртосодержащих жидкостей и нелицензированной алкогольной продукции;
принятие и реализацию, начиная с 2004 года, подпрограммы «Усиление противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на 2004-2005 годы».
Программа «Обеспечение личной и общественной безопасности на территории области» рассчитана на 3 года.
Предполагаемая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий составит:
2003 год - 14,5 млн. рублей;
2004 год - 41,9 млн. рублей, в том числе 8,5 млн. рублей на подпрограмму «Усиление противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на 2004-2005 годы»;
2005 год - 36,9 млн. рублей, в том числе 7,7 млн. рублей на подпрограмму «Усиление противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на 2004-2005 годы».
Реализация мероприятий программы предполагает:
повысить уровень общественной безопасности граждан, снизить количество имущественных преступлений в жилом секторе на 5-10%;
снизить общее количество тяжких преступлений не менее чем на 9%;
ввести в действие три отдельных поста ДПС ГИБДД на территории области, обеспечить круглосуточный контроль безопасности дорожного движения на 40 потенциально аварийно-опасных перекрестках областного центра;
исключить вероятность посягательства на личную и общественную безопасность в судебных участках мировых судей;
повысить качество расследуемых дел, взяв за критерий рост удельного веса преступлений, совершенных со сбытом, категории тяжких и особо тяжких, групповых, не менее чем на 1%;
обеспечить рост количества изъятых из незаконного оборота психоактивных веществ не менее чем на 1,5%;
обеспечить тенденцию снижения показателя распространенности наркомании среди населения.