ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 20 февраля 2003 года №  663


О Концепции управления государственной
собственностью в Пермской области


Законодательное Собрание Пермской области

постановляет:

1. Принять Концепцию управления государственной собственностью в Пермской области (прилагается).

2. Признать утратившим силу решение Законодательного Собрания Пермской области от 18.02.99 № 401 «О Концепции управления государственной собственностью на территории Пермской области» (Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 1999, № 3-4).

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Заместитель председателя
Законодательного Собрания
О.Б. Бурцев

     

     Приложение
     к постановлению Законодательного Собрания Пермской области
     от 20 февраля 2003 года № 663


КОНЦЕПЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Общие основы построения Концепции  


Под управлением государственной собственностью в Пермской области понимается, во-первых, сознательное и целенаправленное использование правомочий Пермской области как собственника своего имущества. Во-вторых, осуществление по поручению органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления части функции управления объектами федеральной и муниципальной собственности, расположенными на территории области, для реализации генеральной цели - удовлетворения потребностей и извлечения выгоды в интересах области и населяющих ее граждан за счет рационального использования, развития объектов собственности и реформирования имущественных отношений.

Управление государственной собственностью реализуется через совокупность основных управленческих функций:

прогнозирование и планирование использования объектов собственности, их структурных изменений, осуществление институциональных преобразований в экономике (реорганизация юридических лиц, основанных на имуществе, находящемся в государственной собственности; реструктуризация отраслей; создание вертикально интегрированных структур);

учет объектов собственности; государственная регистрация прав на имущество в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

контроль и анализ использования объектов собственности;

организация и оперативное регулирование использования собственности, обеспечение сохранности объектов.

Концепция управления государственной собственностью в Пермской области (далее - Концепция) характеризует принципиальные подходы, пути и способы преобразования, совершенствования всей системы управления государственной собственностью Российской Федерации и Пермской области. Вопросы управления объектами, принадлежащими к таким формам собственности, как муниципальная, акционерная и частная, рассмотрены в той мере, в какой это необходимо для реализации системного подхода к управлению собственностью. Они решаются в рамках законодательства Российской Федерации и только в части, относящейся к компетенции органов государственной власти Пермской области с позиций достижения максимальной эффективности управления указанными объектами.

Настоящая Концепция разработана в связи с завершением времени действия Концепции управления государственной собственностью на территории Пермской области, утвержденной решением Законодательного Собрания области в 1999 году (далее - Концепция-99), а также с необходимостью принятия новых и изменением целого ряда действующих нормативных правовых актов Пермской области в связи с  изменениями законодательства Российской Федерации.

Настоящая Концепция в качестве исходного положения опирается на утвержденную в 1999 году постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.99 № 1024 Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, а также Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 910-р.

Необходимость актуализации подходов к процессу управления государственной собственностью в Пермской области на ближайшую перспективу обусловлена изменившимися социально-экономическими условиями в области. Требуют своего решения проблемы недостаточно четкого разграничения функций и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, Пермской области и органов местного самоуправления по управлению соответствующими объектами собственности (имущество, закрепленное за областными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее - ОГУП), областными учреждениями (далее - учреждения), имущество казны) на территории области, а также  вовлечения в процесс управления такого важнейшего объекта государственной собственности, как земля. Одновременно преследовалась цель создания концептуальной основы приведения правовых актов Пермской области, изданных по вопросам управления государственной собственностью, в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и иных нормативных актов Российской Федерации.

Концепция призвана выразить основной замысел и обрисовать контуры целевой комплексной программы развития и совершенствования управления государственной собственностью Пермской области на период до 2005 года, которая должна быть разработана и принята администрацией Пермской области вслед за одобрением Концепции Законодательным Собранием области для конкретизации заданий и координации выполнения конкретных мероприятий.

1.1. Цели, задачи и нормативные основы управления
государственной собственностью в Пермской области

Наряду с генеральной целью, Концепция предполагает достижение следующих целей:

оптимизация структуры государственной собственности Пермской области в интересах достижения устойчивого экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности Пермской области в рыночный оборот;

увеличение доходов областного бюджета;

использование активов области как инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики области;

повышение конкурентоспособности государственных предприятий, в том числе посредством их реорганизации;

проведение приватизации объектов государственной собственности Пермской области с максимально возможным положительным результатом как для областного бюджета, так и для социально-экономического развития области.

Для успешной реализации указанных целей необходимо решение следующих задач:

реорганизация  части ОГУП и  учреждений с целью оптимизации структурных и количественных показателей данных объектов управления; проведение приватизации унитарных предприятий для достижения тех же целей или их  ликвидация;

разработка и принятие нормативных правовых актов по управлению государственной собственностью Пермской области;

обеспечение прозрачности капиталов и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов с государственным участием или находящихся в государственной собственности,  контроля  за использованием и сохранностью областной собственности;

завершение инвентаризации объектов областной собственности, внесение необходимых изменений в систему учета этих объектов и оформление прав на них.

В результате решения задач, поставленных Концепцией, в Пермской области к 2005 году предполагается:

завершить формирование комплексной системы учета собственности на всей территории области;

завершить процесс разграничения предметов ведения и полномочий между областью, федеральным центром и муниципальными образованиями;

осуществить приватизацию  земельных участков, на которых инвесторами уже были возведены объекты и которые были им ранее предоставлены на условиях долгосрочной аренды;

обеспечить гарантированные поступления от арендной платы в заданном размере в федеральный и областной бюджеты;

приватизировать часть унитарных предприятий для создания эффективно функционирующих рыночных структур и собственников, формирующих средний класс общества.

В качестве одного из подходов при упорядочении отношений собственности и реализации полномочий собственников на территории Пермской области должен использоваться нормативный подход, предусматривающий государственное регулирование, в рамках полномочий Пермской области, отдельных показателей деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в частности путем определения конкретных нормативов.

Деятельность ОГУП регламентируется экологическими, социальными и антимонопольными нормами. Нормативы, отражающие эффективность их работы: рентабельность, доля прибыли, подлежащая перечислению в областной бюджет, и другие конкретные показатели, отражающие результативность. Предоставление большей самостоятельности должно компенсироваться детализацией предлагаемых норм и нормативов.

Особые правила должны быть предусмотрены для объектов государственной собственности, передаваемых в доверительное управление. В них должны быть четко определены нормы с условиями имущественной ответственности управляющего. При этом в качестве базовой целесообразно выбрать и  принять начальную норму рентабельности объекта, находящегося в доверительном управлении.

Концепция предусматривает введение комплекса нормативов эффективности управления объектами государственной собственности. Основной целью разработки комплекса нормативов является создание таких экономических условий для пользователей объектов, когда им становится невыгодно содержать излишние площади помещений, территории, оборудование, находящееся в государственной собственности.

Нормативы эффективности управления призваны обеспечить:

сравнимость достигнутых показателей;

максимальное использование процедуры выбора субъекта управления государственным имуществом на конкурсной основе;

привлечение профессиональных управляющих на конкурсной основе, в том числе из других регионов страны и из-за рубежа;

прозрачность системы учета расходов на управление и доходов от использования собственности;

ответственность управляющих, в т.ч. материальную, за результаты управления имуществом, закрепленную в соответствующих договорах.

В отраслевом разрезе необходимо разработать:

нормы допустимого удельного расхода ресурсов на содержание государственной собственности (вода, тепло, газ, эксплуатационные расходы) с доведением их до значений, принятых в мировой практике;

обоснованные с научной и практической точки зрения меры по сокращению расхода ресурсов;

минимальные размеры поступлений в областной бюджет и внебюджетные фонды, приходящиеся на 1 кв. м используемой производственной площади объектов.

Целесообразно увязать достижение значений перечисленных нормативных показателей с размером арендной платы, взимаемой за помещения и землю, находящиеся в государственной собственности Пермской области.

Внедрение в практику нормативов эффективности позволит добиться сравнимости достигнутого уровня хозяйствования субъектов однопрофильной деятельности.

Проведение конкурсов управляющих и специализированных фирм по управлению собственностью на основе нормативов эффективности обеспечит выбор лучших управляющих, что в конечном счете будет способствовать улучшению показателей доходной и расходной частей областного бюджета.

1.2. Краткая характеристика объектов
государственной собственности в Пермской области

На территории Пермской области по состоянию на 01.10.2002 года размещены  1490 организаций, имеющих в оперативном управлении и хозяйственном ведении государственное имущество либо использующих имущество казны Российской Федерации или Пермской области  (табл. 1).

 Таблица 1

Объекты федеральной собственности в Пермской области
(по состоянию на 01.10.2002 года)

Объект собственности  

Количество,
ед.

Стоимость остаточная по балансу,
млн. руб.

1. Собственность Пермской области  

  

  

1.1. Предприятия

55

666,51

1.2. Учреждения

167

14644,92

1.3. Прочие организации, имеющие областное имущество


89


123,02

Итого

311

15434,45

2. Федеральная собственность

  

  

2.1. Предприятия

222

7525,04

2.2. Учреждения

807

8867,84

2.3. Прочие организации, имеющие федеральное имущество


150


2489,14

Итого

1179

18882,02

ВСЕГО

1490

34316,47

     

1.2.1. Имущество, находящееся в областной собственности


Организации, находящиеся в областной собственности, как правило, обеспечивают потребности Пермской области в автоперевозках, медицинской, фармацевтической, агропромышленной, пищевой и печатной продукции. Областные учреждения действуют в сфере медицины, культуры и социального обеспечения.

Суммарная балансовая стоимость имущества, находящегося в областной собственности и учтенного в реестре государственной собственности Пермской области (за исключением акций, находящихся в государственной собственности), выросла за период действия Концепции-99 в 1,2 раза.

Суммарная балансовая стоимость долей Пермской области в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ практически не изменилась.

Общая площадь нежилых помещений, находящихся в государственной собственности Пермской области, учтенная в реестре государственной собственности Пермской области, увеличилась в 2 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»