Объемы и структура производства основных видов
сельскохозяйственной продукции в 2002 году
Виды продукции | Всего | В % к итогу | |||||
|
| сельскохозяй-ственные предприятия | хозяйства населения | крестьянские (фермерские) хозяйства | |||
Зерно, тыс.тонн | 562,8 | 96,3 | 0,4 | 3,3 | |||
Картофель, тыс.тонн | 710,4 | 3,2 | 95,6 | 1,2 | |||
Овощи, тыс.тонн | 360,8 | 6,8 | 93 | 0,2 | |||
Молоко, тыс.тонн | 537,6 | 51,5 | 47,2 | 1,3 | |||
Скот и птица (в живом весе), тыс.тонн | 132,7 | 59,5 | 39,8 | 0,7 | |||
Яйцо, млн. штук | 980,0 | 92,9 | 8,1 | - | |||
Всего: | 44,5 | 54,6 | 0,9 |
Анализ структуры производства основных видов сельскохозяйственной продукции показывает, что за последние годы повышается удельный вес сельскохозяйственных предприятий и организаций в общем объеме произведенной сельскохозяйственной продукции (1999 год - 33,9%, 2000 год - 38,1%, 2001 год - 42,7%, 2002 год - 44,5%).
Наблюдается тенденция роста объемов производства картофеля, овощей, молока, главным образом, за счет повышения урожайности культур и продуктивности животных. Так, в 2002 году урожайность зерновых составила 12,6 центнеров с гектара, что является лучшим показателем за последние годы, впервые получен надой на 1 корову 3321 кг.
Несмотря на улучшение одних экономических показателей, происходит ухудшение других, особенно, характеризующих эффективность сельскохозяйственного производства.
В 2002 году продолжился рост затрат на 1 центнер продукции. В то же время закупочные цены выросли незначительно. Так, например, себестоимость 1 центнера зерна выросла по сравнению с 2001 годом на 20%, при этом цена реализации снизилась на 18,5%, себестоимость молока увеличилась на 5% при росте цены реализации только на 1,6%. В целом рентабельность сельскохозяйственного производства снизилась с 11% в 2001 году до 5,8% в 2002 году, а производство зерна стало убыточным. Сумма прибыли с 551,8 млн. рублей в 2001 году уменьшилась до 304,4 млн. рублей в 2002 году.
В области не создана единая экономически выгодная система реализации продукции. Сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм собственности испытывают большие трудности с реализацией зерна, молока и мяса. Большие сложности с реализацией продукции возникают и у перерабатывающих предприятий и организаций, особенно молочной промышленности.
По состоянию на 1 октября 2002 года остатки масла на молочных заводах составляют 455 тонн, сыра - 147 тонн, творога - 258 тонн. Общая задолженность предприятий и организаций молочной промышленности перед поставщиками молока достигает 68,8 млн.рублей, из них 23,1 млн. рублей - просроченная задолженность.
Из-за трудностей реализации продукции не в полном объеме задействован технический потенциал предприятий и организаций пищевой отрасли промышленности.
Рентабельность на предприятиях и организациях пищевой отрасли промышленности за 2001 год составила в мясной промышленности - 5,9% (в 2000 году - 9,3%), в молочной промышленности - 3,9% (в 2000 году - 2,6%), в мукомольно-крупяной промышленности - 12,9% (в 2000 году - 11,2%).
АПК области переживает кризис, который, в основном, обусловлен накопленными проблемами в этом секторе экономики и субъективными ошибками в ходе аграрной реформы.
К основным проблемам следует отнести:
сокращение производственно-технического потенциала;
недостаток собственных оборотных средств в отрасли;
снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
межотраслевой диспаритет цен;
неразвитость рыночной инфраструктуры;
социальные и кадровые проблемы в отрасли;
проблема сохранения и совершенствования генофонда;
отсутствие рационального государственного протекционизма;
инвестиционная непривлекательность;
отсутствие эффективного собственника.
Существующая ранее система государственной поддержки сельского хозяйства Пермской области не обеспечивала заметных позитивных изменений экономического состояния отрасли и повышения уровня жизни сельского населения.
До 2003 года вся поддержка из областного бюджета была ориентирована на традиционные сельскохозяйственные предприятия, производящие только половину валового объема продукции, не принимая во внимание того обстоятельства, что остальная часть производится личными подсобными хозяйствами в мелкотоварных объемах.
Средства, направляемые из областного бюджета, недостаточны для полномасштабного решения проблем отрасли. В то же время, необходимо учитывать, что исполнительные органы власти Пермской области имеют ограниченные возможности количественного роста помощи предприятиям АПК. Следовательно, в сложившейся ситуации необходимо принятие мер, направленных на качественные изменения системы государственной поддержки АПК с обязательной расстановкой приоритетов в очередности их реализации.