Недействующий

ЗАКОН

ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

от 20 марта 2003 года № 661-128


Об областной целевой программе
«Развитие агропромышленного комплекса
Пермской области на 2003-2005 годы»

(с изменениями на 30 ноября 2005 года)

Принят Законодательным Собранием
     Пермской области 20 февраля 2003 года

_____________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

Законом Пермской области от 13 октября 2003 года № 998-199 (Газета "Звезда" от 25 октября 2003 года № 163 (30460))

Законом Пермской области от 30 июня 2004 года № 1457-293 (Газета "Звезда" от 8 июля 2004 года № 112-113 (30629-30630))

Законом Пермской области от 05 ноября 2004 года № 1686-343 (Газета "Звезда" от 16 ноября 2004 года № 190 (30707))

Законом Пермской области от 05 апреля 2005 года № 2119-462 (Российская газета от 13 апреля 2005 года № 75 (3744))

Законом Пермской области от 04 июля 2005 года № 2299-506 (Газета "Звезда" от 9 июля 2005 года № 113 (30849))

Законом Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2685-597 (Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области от 31 января 2006 года, часть II, № 1 (125))

_____________________________________________________________     

  


  Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса  Пермской области на 2003-2005 годы» (прилагается).

Статья 2


Объемы финансирования областной целевой программы определять ежегодно при формировании областного бюджета отдельной строкой.

Контроль за выполнением программы осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу  со дня его официального опубликования.

Губернатор
 Пермской области
Ю.П. Трутнев

    

 Приложение
     к Закону Пермской области
     от 20 марта 2003 года № 661-128
(в редакции Законов Пермской области
от 13 октября 2003 года № 998-199, от 30 июня 2004 года № 1457-293,
от 5 ноября 2004 года № 1686-343, от 05 апреля 2005 года № 2119-462,
от 04 июля 2005 года № 2299-506)

Областная целевая Программа
«РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Пермской области на 2003-2005 годы»

 


1. Паспорт программы

_______________________________________________________

Раздел 1. в редакции Закона Пермской области от 13 октября 2003 года № 998-199, от 5 ноября 2004 года № 1686-343, от 04 июля 2005 года № 2299-506, от 30 ноября 2005 года № 2685-597

_______________________________________________________

 

Наименование программы

Областная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса  Пермской области на 2003-2005 годы»

Основание разработки программы

Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 16.08.2001 № 1692 «О Концепции развития агропромышленного комплекса Пермской области на 2001-2005 годы»

Государственный заказчик программы

Департамент АПК и продовольствия Пермской области

Руководитель программы

Заместитель губернатора, председатель департамента АПК и продовольствия Пермской области

Основные разработчики программы

Постоянная депутатская комиссия по правовому регулированию отношений в сфере АПК Законодательного Собрания Пермской области;

Департамент АПК и продовольствия Пермской области;

Консультационная компания «ПАКК»

Цели и задачи программы
Важнейшие целевые показатели

Повышение уровня жизни сельского населения

Формирование эффективного и конкурентного агропромыш-ленного производства

Сроки реализации программы

2003-2005 годы

Исполнители основных мероприятий программы

Департамент АПК и продовольствия Пермской области; органы местного самоуправления

Финансовое обеспечение программы

Всего объем финансирования на 2003-2005 годы 7091471 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет - 2141451 тыс. рублей;

федеральный бюджет - 242100 тыс. рублей;

внебюджетные источники - 4707920 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

1. Сохранение и увеличение количества «эффективных» рабочих мест до 60% от общего числа занятых в отрасли.

2. Реализация Программы приведет к росту основных видов валовой продукции сельского хозяйства к 2006 году по сравнению с 2002 годом в среднем на 6% за счет увеличения производства в отраслях специализации: молока - на 3,8% (20,4 тыс.тонн); мяса - на 3,0% (4,0 тыс.тонн);  картофеля - на 5,6% (39,65 тыс.тонн); семян кормовых трав - на 291% (1748 тонн).

Организация контроля за реализацией программы

Администрация Пермской области, Законодательное Собрание Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области

 

2. Общие положения

2.1. Современное состояние агропромышленного комплекса

  

Агропромышленный комплекс Пермской области (далее - АПК области) - многоотраслевая система, в состав которой по состоянию на 1 января 2003 года входят 520 сельскохозяйственных предприятий и организаций, 41 предприятие и организация по переработке сельскохозяйственного сырья, 43 предприятия и организации по агросервисному обслуживанию и материально-техническому обеспечению. Из 520 сельскохозяйственных предприятий и организаций области сельскохозяйственные кооперативы составляют 47% от их общего количества, колхозы - 13%, акционерные общества - 6%, общества и товарищества с ограниченной ответственностью - 20,5%, государственные и муниципальные сельхозпредприятия - 4,4%, совхозы - 1,5%. В систему АПК входят учреждения государственной ветеринарной сети, насчитывающие 39 ветеринарных станций, 228 ветеринарных участков и 130 ветеринарных пунктов, и областная государственная семенная инспекция.

В области функционирует 2610 крестьянских (фермерских) хозяйств и 240,7 тысяч личных подсобных хозяйств. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению социальной стабильности, компенсировало спад производства продукции животноводства, картофеля, овощей в общественном секторе. В 2002 году производство продукции сельского хозяйства в действующих ценах составило 16239,2 млн.рублей, в сельскохозяйственных предприятиях - 7576,4 млн.рублей.

Из общей численности населения области без Коми-Пермяцкого автономного округа (2775,9 тыс.человек) в сельской местности проживают 622,8 тыс.человек (22,4%). В агропромышленном комплексе области занято 9,5% трудоспособного населения области, из них непосредственно в сельскохозяйственном производстве занято около 68 тыс.человек. По среднестаститическим данным каждый работающий на селе обеспечивает занятость 6-8 человек в других отраслях экономики.

Несмотря на положительные финансовые результаты, зафиксированные в  отчетности сельскохозяйственных предприятий и организаций (за 2001 год балансовая прибыль - 551,8 млн.рублей, рентабельность хозяйственной деятельности - 11,0%), финансовое положение сельхозтоваропроизводителей области на протяжении последних лет продолжает оставаться сложным.

Значительная часть сельскохозяйственных предприятий и организаций по итогам 2001 года нерентабельна, удельный вес убыточных хозяйств составил 42,6% от их общего количества, а сумма убытков данной категории предприятий и организаций - 190,8 млн. рублей.

В связи с ограниченностью сбыта денежные поступления от реализации  сельхозпродукции являются недостаточными  для сезонного финансирования производства. Учитывая, что кредитные и заемные ресурсы для значительной части сельхозтоваропроизводителей практически недоступны, сложившаяся ситуация ведет к дальнейшему ухудшению финансового положения сельскохозяйственных предприятий и организаций области.

Предприятия и организации АПК области имеют значительную задолженность по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи, так как  существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер производства и поступлений финансовых ресурсов в агропромышленном секторе экономики.

За 2001 год денежные средства на счетах предприятий и организаций уменьшились на 23%.  

Продолжает увеличиваться кредиторская задолженность, которая по состоянию на 1 октября 2002 года превышала 2,9 млрд. рублей, что соответствует 55% общего годового объема реализации сельскохозяйственных предприятий и организаций. По ожидаемым итогам 2002 года просроченная задолженность по всем обязательствам превысит прибыль сельскохозяйственных предприятий и организаций в 3,5 раза, дебиторскую задолженность в 1,6 раза.   

Коэффициент текущей ликвидности на 1 января 2002 года составил 1,2 при нормативе  2.

Расчетные счета большинства сельскохозяйственных предприятий и организаций заблокированы, что обусловливает неденежные формы расчетов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими последствиями.

В результате воздействия описанных выше факторов на сегодняшний день многие сельскохозяйственные предприятия и организации Пермской области находятся в критическом  положении, их основные фонды изношены и нуждаются в обновлении, предприятия и организации испытывают нехватку оборотных средств.

Анализ финансовой отчетности 436 сельскохозяйственных предприятий и организаций показал, что полностью утратили платежеспособность и находятся на грани экономического банкротства 93 хозяйства, в 224 хозяйствах возможно оживление экономики за счет внутренних резервов и оказания государственной поддержки (в том числе в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 09.07.2002 № 83-ФЗ), экономически стабильны 119 хозяйств.

Возможности отрасли по производству и реализации сельскохозяйственной продукции во многом определяются количественным и качественным составом ресурсного потенциала.  

В инженерно-технической сфере АПК области продолжается спад технического потенциала. На начало 2002 года степень износа основных фондов в сельскохозяйственных предприятиях и организациях составляла 49%. В среднем 82% всего парка машин находится за сроком эксплуатации. Фактическая нагрузка превышает нормативную по тракторам и по зерноуборочным комбайнам. Из-за финансовых трудностей обновление происходит крайне низкими темпами и составляет 3% в год при норме не менее 10%. Низкая техническая оснащенность сельскохозяйственных товаропроизводителей отрицательно сказывается на проведении всего комплекса сельскохозяйственных работ, снижает качество производимой продукции, увеличивает потери при уборке продукции, не позволяет внедрять ресурсосберегающие технологии, приводит к сокращению количества рабочих мест.

В настоящее время в Пермской области находится свыше 2,2 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, из них 1,76 млн. гектаров пашни. Данный потенциал должным образом не задействован в производстве. Около 526 тысяч гектаров  не обрабатывается. Из них 155 тыс. гектаров пашни находятся в землях запаса и фондах перераспределения, а 371 тыс. гектаров пахотных земель - в распоряжении и пользовании сельскохозяйственных организаций.

Вынос питательных веществ из почвы превосходит их внесение удобрениями. Увеличиваются площади закисленных почв, снижается содержание подвижного фосфора в пашне, определяющего уровень урожайности сельскохозяйственных культур и их качество. Ежегодные потери от болезней растений и засоренности посевов составляют до 20% фуражного зерна.

Проблема сохранения и совершенствования генофонда в растениеводстве  прежде всего обусловлена финансовым состоянием сельскохозяйственных предприятий и организаций. Затраты на производство элитных семян превышают себестоимость товарного зерна от 2 до 5 раз. Ограниченный спрос на элитные семена не позволяет элитхозам вести коммерчески рентабельное производство, что может привести к нарушению сложившихся систем обеспечения семенами высоких репродукций и снижению эффективности отрасли растениеводства в целом.

В области сохраняется тенденция снижения поголовья животных. За 2002 год  поголовье КРС во всех типах хозяйств снизилось на 21,3 тысяч голов, из них коров - на 9,8 тысяч голов. Начиная с 1996 года, и в личных подсобных хозяйствах населения области происходит сокращение поголовья коров, а с 2000 года и поголовья свиней. За 2001 год поголовье коров сократилось на 3,4 тысяч голов, свиней - на 6,8 тысяч голов. Только одна треть личных подсобных хозяйств на своих подворьях держат коров.

Генетический потенциал молочного стада позволяет получать не более 4 тысяч килограммов молока от коровы в год. Только около 51% коров относится к классам элита и элита-рекорд. Ресурсы разводимого в области крупного рогатого скота и свиней не позволяют увеличивать производство мяса необходимого качества с низкой себестоимостью.

Не решены проблемы с заболеваемостью скота. Процент инфицирования лейкозом крупного рогатого скота в области в 2002 году оставался высоким (около 13%), а в отдельных хозяйствах - свыше 50%.

Одним из слабых звеньев в системе повышения эффективности агропромышленного производства остается недостаточная квалификация руководителей и специалистов предприятий и организаций АПК, рабочих кадров.  

Сельхозпредприятия области сегодня испытывают острый дефицит квалифицированных работников. По данным управлений и отделов сельского хозяйства районных администраций в сельхозпроизводстве не заняты 357 должностей главных специалистов, в том числе 86 - главных агрономов, 55 - главных зоотехников, 45 - главных ветврачей, 45 - главных инженеров, 61 - главных экономистов. Имеется 278 вакансий специалистов, в том числе агрономов - 43, зоотехников - 13, ветврачей - 34, инженеров - 65, экономистов - 16.

Среди руководителей сельхозпредприятий и организаций 48% не имеют высшего образования. Среди работающих главных специалистов высшее образование имеют 849 человек или 35,5%. Среди других специалистов с высшим образованием 1041 человек или 25%.

В то же время, на рабочих должностях работают 725 человек, имеющих высшее образование, и 2255 человек, имеющих среднее профессиональное образование.

Сложные условия труда, отсутствие благоустроенного жилья, низкий уровень зарплаты, разрушенная социальная сфера села не способствуют привлечению на работу и закреплению в сельхозпроизводстве специалистов и рабочих, выпускников сельхозакадемии, сельхозтехникумов, профлицеев и училищ. Отношение среднемесячной зарплаты работников сельского хозяйства к среднеобластному уровню составляет 44,4%. Количество «эффективных» рабочих мест в настоящее время составляет 45% от общего числа занятых в отрасли.

_________________________

Под «эффективным» рабочим местом понимается работа на производстве сельскохозяйственной продукции, при выполнении которой работник получает заработную плату не менее суммы прожиточного минимума, установленного в Пермской области, и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

В 2000 году из 448 выпускников дневного отделения Пермской сельхозакадемии в сельхозпредприятия области прибыли на работу 34 выпускника или 7,6%. Из них остались работать на начало 2001 года 26 человек. Аналогично из 424 выпускников сельхозтехникумов в 2000 году в сельхозпредприятия области прибыли 75 человек (или 17,7%), из которых на начало 2001 года остались работать в сельском хозяйстве лишь 64 человека.

Среди моментов, характеризующих кризисное состояние агропромышленного комплекса, необходимо также выделить:

недостаточность объемов инвестиций для развития материально-производственной базы;

снижение научно-технического уровня сельского хозяйства.

Вместе с тем, Пермская область обладает определенным агроприродным потенциалом, способным не только обеспечить удовлетворение собственных потребностей по большинству основных видов сельскохозяйственной продукции, но и осуществлять вывоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции за пределы области.

В 2002 году в области произведено 562,8 тыс. тонн зерна, 710,4 тыс.тонн картофеля, 360,8 тыс.тонн овощей, 537,6 тыс.тонн молока, 132,7 тыс. тонн мяса, 980 млн. штук яиц (см. таблицу 1). Общий объем произведенной продукции в действующих ценах составил 16239,2 млн.рублей, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях и организациях - 7576,4 млн.рублей, хозяйствах населения - 8662,8 млн.рублей.

Производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия обеспечивают потребность продовольственного рынка области:

     
     мясом и мясопродуктами на 63,8%;

     молоком и молокопродуктами на 86,2%;

     яйцом на 100%;

     картофелем на 100%;

     овощами на 94,2%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»