Развитие МП на территории конкретных муниципальных образований осуществляется с использованием мер государственной и муниципальной поддержки, ориентированных на учет территориальных особенностей.
Территориальный аспект политики в сфере МП предполагает сочетание мер поддержки на областном и муниципальном уровнях.
Областной уровень обеспечивает общие меры поддержки субъектов МП в области и методологическую разработку механизмов поддержки.
Целью деятельности институтов областной поддержки МП является создание максимально привлекательных условий для возникновения в Пермской области многопрофильной «малой экономики»: в промышленном производстве, строительстве, торговле, транспорте, связи, сферах инноваций и высоких технологий, услуг предприятиям и населению. Эта работа должна стимулировать появление МП в городских районах и поселках в таких видах деятельности, как бытовое обслуживание, коммунальные услуги, благоустройство территории, ремонтно-строительные работы, торговля и общепит, социально-культурная сфера. Областная администрация призвана поддерживать благоприятный инвестиционный климат и сосредоточивать финансовые ресурсы, необходимые для решения хозяйственных задач территории.
Необходимо проведение территориального районирования муниципальных образований Пермской области по двум основным направлениям: с точки зрения основных целей развития субъектов МП для развития территории и с точки зрения условий для развития МП. Критерием районирования в первом случае станет характеристика сложившегося территориального экономического комплекса показателей структуры и результативности имеющегося МП. Во втором случае необходимы качественные характеристики среды МП в районе в совокупности со статистическими данными о месте субъекта МП в решении социальных вопросов территории.
Муниципальный уровень обеспечивает адресность мер и мониторинг их эффективности. Именно на уровне местного самоуправления должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, здесь же нужно вести работу с конкретными проектами, отбор финансовых и иных институтов, участвующих в реализации отдельных мероприятий.
Это предполагает, с одной стороны, активное участие органов местного самоуправления в решении глобальной задачи - создание путем диалога с исполнительными органами государственной власти Пермской области системы, в рамках которой осуществляется разделение ответственности за реализацию областной политики в отношении МП средствами бюджетов обоих уровней. С другой стороны, формирование автономной финансовой базы требует от них эффективного использования на цели содействия предпринимательству уже имеющихся финансовых ресурсов, а также привлечения финансовых средств из других внешних источников.
Различный уровень развития территорий ставит перед органами местного самоуправления разные цели использования поддержки МП для социально-экономического развития:
моноотраслевым городам необходимо расширять свою экономику с целью ослабления зависимости от градообразующих предприятий, используя стратегию роста для субъектов МП в сфере новых отраслей и услуг населению, а также стратегию развития для МП, обслуживающих достаточно развитые отрасли;
сельскохозяйственным и неосвоенным районам необходимо развивать любые формы экономической деятельности МП, создающих рыночную и социальную инфраструктуру; ведущая стратегия - стратегия роста;
депрессивным районам необходимо решить проблему безработицы среди достаточно квалифицированной рабочей силы; специальные меры по формированию всех видов самозанятости, бизнес-инкубированию и ясной системы имущественной поддержки стартующих малых предприятий должны сочетаться с всемерной поддержкой размещения предпринимателями, зарегистрированными в других муниципальных образованиях, филиалов своих производств на данной территории. В отношении филиальной сбытовой и торговой сети должна использоваться стратегия развития;
экономически развитым территориям необходимо повышать доходы бюджета и конкуренцию на рынке. Основная цель - формирование предсказуемой муниципальной политики и уменьшение дискриминации малого бизнеса крупным. Стратегически перспективным представляется также создание объектов специализированной финансовой и общерыночной инфраструктуры для субъектов МП. Основная стратегия - стратегия развития.
Система мер муниципальной поддержки субъектов МП может включать в себя:
создание в структуре муниципальных органов управления отдела (сектора) предпринимательства;
специализированные или комплексные организации инфраструктурного сопровождения поддержки МП;
функционирование общественного экспертного совета по МП;
муниципальную программу поддержки субъектов МП;
муниципальный мониторинг развития субъектов МП;
нормативно-правовое и информационное обеспечение мер по развитию МП;
план мероприятий по участию муниципального образования в областной и федеральной программах развития субъектов МП.
Повышение квалификации специалистов муниципальных отделов по развитию МП и методическое обеспечение их деятельности должно осуществляться в рамках и средствами областной программы развития МП в Пермской области.
Муниципальная программа поддержки и развития МП должна быть взаимоувязана с государственными программами поддержки предпринимательства (федеральной и областной).
Программа должна быть реалистичной, то есть выполнимой с точки зрения обеспеченности местными ресурсами.
Источниками средств могут выступать:
средства местного бюджета и местного (или межрайонного) Фонда развития предпринимательства;
муниципальное имущество, а также привлеченные по конкурсу средства областного и федерального фондов поддержки МП;
внебюджетные источники (кредиты банков, инвестиции, средства предпринимателей).