Законодательное Собрание Пермской области постановляет:
1. Принять Концепцию политики Пермской области по развитию малого предпринимательства на 2002-2006 годы (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А. Девяткин
КОНЦЕПЦИЯ
политики Пермской области по развитию малого предпринимательства
на 2002-2006 годы
1.1. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Пермской области (далее - Концепция) представляет собой единую систему взглядов на цели, принципы и приоритеты в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Пермской области в сфере малого предпринимательства.
1.2. Малое предпринимательство (далее - МП) выступает в качестве одной из тех сфер хозяйственной деятельности, где наиболее эффективно реализуются инструменты политики, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, направленной на развитие социально-экономического комплекса Пермской области в интересах всего населения региона. Это достигается за счет того, что:
- нормативная правовая база позволяет более гибко и действенно воздействовать на МП по сравнению с крупными предприятиями именно на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход и другие механизмы воздействия, регулируемые областными и местными нормативными правовыми актами);
- МП быстрее отвечает на воздействия и изменение среды функционирования;
- МП реагирует на самые незначительные изменения, практически отсутствует порог чувствительности (незначительное стимулирование не заинтересует крупное предприятие, а в среде МП найдется кто-нибудь, для кого данная возможность будет существенной);
- высокие адаптационные возможности МП, которое заполняет более мелкие ниши рынка, позволяет проводить более узкие адресные воздействия;
- МП распределены по территориям более равномерно: крупные предприятия на небольшой территории не образуют всего отраслевого спектра, в то время как диапазон видов деятельности МП существенно шире;
- МП, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность, решает социальные вопросы. Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и уходит из тех сфер, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируются и поддерживаются оптимальные хозяйственные пропорции.
1.3. В рассматриваемый период времени для МП приоритетными являются выполнение социальной функции и формирование конкурентной среды.
Проведение согласованной и должной государственной и муниципальной политики в Пермской области позволит обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект, заключающийся в:
- формировании среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества;
- создании новых рабочих мест, в том числе для молодежи, военнослужащих, уволенных в запас, и незащищенных слоев общества;
- обеспечении снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
1.4. Благоприятное развитие МП в интересах всего населения и экономики области требует от органов государственной власти и местного самоуправления специальных планомерных действий с учетом специфики функционирования малого бизнеса, в т.ч. через создание специальных условий, инструментов и институтов.
1.5. Концепция является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия комплексных целевых программ государственной поддержки МП в Пермской области и иных нормативных правовых актов.
2.1. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии МП в России в целом и Пермской области в частности, этот важнейший сектор экономики до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие области ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения. В 2001 году в сфере МП было занято 4-5% экономически активного населения области, что более чем в 2 раза уступает общероссийскому показателю. Количество МП на 1000 жителей в Пермской области также явно недостаточно - 2,7 единицы, в то время как данный показатель в целом по России составляет 6 единиц, по Приволжскому федеральному округу - 4 единицы.
Недостаточному уровню развития МП в Пермской области способствует ряд причин и сдерживающих факторов:
- объективные трудности экономики переходного периода;
- недостаточный уровень мер государственной поддержки и развития МП либо неадекватность и непоследовательность предпринимаемых действий. Доля налоговых платежей субъектов МП в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области в 2001 году составила 11%, при этом объем средств, выделенных на поддержку МП, составил 0,02% средств областного бюджета;
- нестабильность местного и федерального законодательства;
- усложненность системы налогообложения;
- недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов;
- несоответствие уровня первоначальных затрат на создание производств реальному уровню дохода населения и др.
Эти общие для любого типа бизнеса проблемы в МП особенно остры, так как затраты на администрирование малого бизнеса не соответствуют масштабам его деятельности.
2.2. Анализ имеющегося в Пермской области опыта развития МП показывает, что существуют необходимые предпосылки для реализации эффективной политики государственной поддержки МП, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития. К этим предпосылкам относятся:
- законодательное закрепление статуса МП как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
- наличие ряда элементов системы поддержки МП, находящихся на разных стадиях формирования, успешно функционирующих в промышленно развитых странах или в регионах России с высоким уровнем развития предпринимательства;
- принятие Государственным Советом Российской Федерации Концепции государственной политики в сфере МП.
3.1. Целью государственной политики развития и поддержки МП является создание политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития МП, обеспечивающих:
повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе МП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса;
повышение темпов развития МП как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли МП в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.
3.2. Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере МП должны быть решены следующие задачи:
формирование правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы МП;
финансовое обеспечение государственной и альтернативной (внебюджетной) поддержки МП;
создание и поддержка инфраструктуры, позволяющей малому бизнесу получать услуги и ресурсы (подготовка кадров, информация маркетингового характера, аудиторские и юридические услуги т.п.) на бесплатной или частично платной основе. Решение данной задачи позволит уравнять шансы малого бизнеса с другими группами хозяйствующих субъектов и поддержать адаптационный потенциал МП;
снижение издержек, обусловленных функционированием кредитно-финансовой системы, информационной и товаропроводящей инфраструктуры;
сокращение доли теневого оборота в МП;
стимулирование кооперации между крупным и малым бизнесом;
дополнительная поддержка малого бизнеса на областном и местном уровне в некоторых отраслях с целью преодоления моноспециализации, негативно сказывающейся на социально-экономическом положении области.
3.3. К основополагающим принципам государственной поддержки МП относятся:
приоритетная государственная поддержка субъектов МП, способных самостоятельно вести предпринимательскую деятельность;
предоставление государственной поддержки субъектам МП на условиях конкурсного отбора с учетом значимости и необходимости их проектов, продукции или услуг;
адресность мер поддержки;
целевой характер и эффективность использования средств поддержки;
предоставление средств государственной поддержки на условиях софинансирования проектов и производств в сфере МП;
дифференцированный подход при проведении государственной политики поддержки в отношении субъектов МП с учетом отраслевых и территориальных особенностей;
использование мер селективной (избирательной) поддержки МП с учетом нормативно закрепленных приоритетов государственной политики (территориальных, отраслевых, социальных).
В целом для МП Пермской области в рассматриваемый период приоритетными направлениями поддержки являются:
- стимулирование развития трудовых отношений в малом предпринимательстве, обеспечивающих социальную защищенность наемных работников и социальную ответственность работодателей;
- развитие материально-технической базы МП и освоение инновационных технологий;
- развитие кооперации крупных и малых предприятий, кооперации малых предприятий;
- развитие государственной и негосударственной инфраструктуры поддержки МП;
- развитие системы институтов инвестиционной и финансово-кредитной поддержки МП;
- организация информационного обеспечения в сфере МП;
- формирование благоприятной социально-психологической среды.
В рассматриваемый период органы государственной власти Пермской области и органы местного самоуправления проводят в отношении МП политику, ориентированную на стратегию роста, либо стратегию развития с тем, чтобы к концу 2006 года на большинстве территорий преобладала политика стратегии развития.
Под политикой, ориентированной на стратегию роста, понимается протекционистская и стимулирующая политика в отношении МП, направленная на простой экстенсивный рост и совпадающая с интересами развития социально-экономического комплекса Пермской области.
Под политикой, ориентированной на стратегию развития, понимается решение задач повышения эффективности сектора малого бизнеса (интенсивный рост) через умеренное государственное регулирование с тем, чтобы формирующаяся конкуренция самостоятельно продиктовала «кому быть, а кому не быть» на рынке в качестве субъекта хозяйствования.
В качестве основных мер (инструментов) государственной и муниципальной поддержки МП органы государственной власти Пермской области и органы местного самоуправления используют:
- инструменты налоговой политики, включающие налоговые льготы, налоговые кредиты и др.;
- инструменты бюджетной политики, включающие бюджетные кредиты, бюджетные субсидии и субвенции, бюджетные инвестиции и др.;
- инструменты кредитной политики, включающие субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, кредитование субъектов МП, предоставление государственных и муниципальных гарантий субъектам МП по банковским кредитам и др.;
- информационную поддержку, предусматривающую создание благоприятной информационно-коммуникативной среды для эффективного функционирования и взаимодействия субъектов МП;
- инфраструктурную поддержку, предусматривающую оптимальную организацию системы услуг для малого бизнеса;
- организация конкурсного размещения госзаказов МП на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд области либо организация конкурсного размещения госзаказов на крупных предприятиях с условием субподряда для малых предприятий;
- нормативно-правовые средства поддержки. Основной целью нормативно-правовой поддержки субъектов МП на период до 2006 года является формирование условий для развития предпринимательской среды на основе адресного характера механизмов поддержки.