Программа направлена на решение ключевых проблем социальной адаптации военнослужащих и членов их семей и содержит следующие направления:
Нормативное правовое обеспечение системы социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, подлежащих увольнению, и членов их семей. Реализация программных мероприятий позволит создать необходимую нормативно-правовую базу для комплексного решения вопросов социальной адаптации граждан этой категории и членов их семей; подготовить нормативные документы, регламентирующие порядок и условия профессиональной переподготовки в год увольнения в запас, а также документы, регламентирующие деятельность основных исполнителей Программы.
Профессиональная ориентация военнослужащих, уволенных в запас, подлежащих увольнению, и членов их семей. Предусмотрено проведение мероприятий по упорядочению работы, связанной с консультированием и профессиональной ориентацией. В соответствии с федеральной программой планируется создание сети справочно-консультативных пунктов при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования (далее - военно-учебные заведения), военных комиссариатах, органах службы занятости, оснащение необходимой оргтехникой, сборниками нормативных правовых актов, справочно-информационных бюллетеней по рассматриваемой проблеме.
Профессиональная переподготовка по гражданским специальностям военнослужащих, уволенных в запас, подлежащих увольнению, и членов их семей. В рамках реализации мероприятий по переподготовке этой категории граждан по гражданским специальностям предусматривается определить головными исполнителями Пермский открытый институт конверсии кадров и центр переподготовки и социальной адаптации военнослужащих «Ратник», как прошедших конкурсный отбор.
На эти учреждения возлагается проведение комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение военнослужащих.
Предусмотрено проведение мероприятий по упорядочению системы переподготовки военнослужащих, подлежащих увольнению, по гражданским специальностям на основе анализа потребности этой категории граждан в дополнительном профессиональном образовании.
В процессе выполнения программы предполагается оказание помощи в решении проблем социально-профессиональной адаптации 4300 чел., в том числе:
Категория | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Офицеры | 600 | 400 | 350 | 350 |
Прапорщики | 200 | 200 | 200 | 200 |
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту | 400 | 400 | 350 | 350 |
Члены семей военнослужащих | 90 | 90 | 90 | 90 |
Всего | 1290 | 1090 | 990 | 990 |
Трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вовлечение их в предпринимательскую деятельность. В настоящее время наиболее перспективным направлением является обеспечение занятости граждан этой категории через агентства по трудоустройству, которые ориентированы на работу только с этой категорией граждан, хорошо знают их профессиональные возможности и запросы, особенности психологического состояния. Эти организации целенаправленно накапливают информацию о вакансиях соответствующего уровня и профиля, осуществляют системный поиск рабочих мест. Устанавливают устойчивые контакты с работодателями.
С целью гарантированного трудоустройства этой категории граждан администрацией области проводятся специальные мероприятия (разработка концепции закона) по совершенствованию системы квотирования рабочих мест в государственных и иных организациях (предприятиях, учреждениях) для граждан этой категории, прошедших переподготовку.
Одним из направлений трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, является их вовлечение в предпринимательскую деятельность.
Для вовлечения граждан, подлежащих увольнению с военной службы, в предпринимательскую деятельность и для эффективного развития малого предпринимательства планируется обеспечить взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений предпринимателей.
Улучшение функционирования рынка труда, включающее реализацию мер, направленных на совершенствование системы информирования граждан, подлежащих увольнению и уволенных с военной службы, и членов их семей о вакансиях на рынке труда и работодателей о предложении этой категории граждан, профориентации безработных и незанятых граждан; реализацию специальных мер по обеспечению занятости граждан; отработку финансирования политики занятости из федерального бюджета, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и средств работодателей; совершенствование механизма субсидирования занятости граждан этой категории и членов их семей как особо нуждающихся в социальной защите; мониторинг эффективности реализации Программы; развитие социального партнерства в сфере занятости этой категории граждан.
Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение Программы. Поскольку впервые в практике военно- социальной работы предусматривается системное решение вопросов интеграции военнослужащих в гражданское общество, необходима разработка и подготовка научно-методических и информационных материалов.
В целях координации деятельности и повышения эффективности мероприятий Программы предполагается создание единой информационной системы органов военного управления, расположенных на территории области, департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области, департамента образования области и других исполнительных органов государственной власти всех уровней.
При реализации программных мероприятий важная роль отводится международному сотрудничеству с учетом опыта, приобретенного в ходе выполнения проектов ТАСИС Комиссии Европейского союза.