Об областной целевой программе
«Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих
увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов, и членов
их семей в Пермской области» на 2002 - 2005 годы
(с изменениями на 26 сентября 2003 года)
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 26 сентября 2002 года
____________________________________________________
Документ утратил силу с 1 января 2005 года на основании
Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1945-422
____________________________________________________
_________________________________________________________
Документ с изменениями и дополнениями, внесенными:
Законом Пермской области от 26 сентября 2003 года № 1017-204.
_________________________________________________________
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей в Пермской области» на 2002 - 2005 годы (прилагается).
Объем финансирования областной целевой программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей в Пермской области» на 2002 - 2005 годы за счет средств областного бюджета определять ежегодно при формировании областного бюджета отдельной строкой начиная с 2004 года.
Администрации области представлять отчет о ходе выполнения областной целевой Программы Законодательному Собрания Пермской области и Контрольно-счетной палате Пермской области по результатам работы за каждый календарный год.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Ю.П. Трутнев
Областная целевая программа
«Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению и
уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, и членов их семей в Пермской области»
на 2002 - 2005 годы
ПАСПОРТ
областной целевой программы
«Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению и
уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,
воинских формирований и органов, и членов их семей в Пермской области»
на 2002 - 2005 годы
(паспорт программы в редакции Закона Пермской области от 26 сентября 2003 года № 1017-204)
Наименование Программы | Областная целевая программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей в Пермской области» на 2002-2005 годы (далее - Программа) |
Основание разработки Программы (наименование, номер и дата соответствующего нормативного акта) | Постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 729, распоряжение губернатора области от 4 февраля 2002 года № 45-р |
Государственный заказчик Программы | Администрация Пермской области |
Основные разработчики Программы | Департамент образования области, департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области (ФГСЗН по Пермской области), открытое акционерное общество «Западно-Уральский региональный центр переподготовки и социальной адаптации военнослужащих «Ратник» (Центр «Ратник»), автономная некоммерческая образовательная организация Пермский открытый институт конверсии кадров (ПОИКК), отдел по работе с административными органами и военнослужащими аппарата администрации области |
Руководитель Программы | Заместитель губернатора области, осуществляющий взаимодействие администрации области с органами военного управления, соединениями, частями и учреждениями Минобороны России |
Участники Программы | Открытое акционерное общество «Западно-Уральский региональный центр переподготовки и социальной адаптации военнослужащих «Ратник» (Центр «Ратник»), автономная некоммерческая образовательная организация Пермский открытый институт конверсии кадров (ПОИКК) |
Цель и задачи Программы. Важнейшие целевые показатели | Создание условий для эффективного, комплексного решения на областном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и дальнейшего содействия в трудоустройстве военнослужащих, увольняемых и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2002-2005 годы; |
Общая стоимость Программы с расшифровкой по годам и источникам финансирования | Общий объем финансирования Программы в 2002 - 2005 годах - 13,5 млн. рублей, в том числе по годам и источникам финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2002-2005 годов позволит: |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области, Контрольно-счетная палата Пермской области |
1.1. Содержание проблемы
Прошедшие за последнее десятилетие изменения в политической системе и экономической жизни России потребовали глубокого реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации напрямую затрагивает интересы Пермской области, где дислоцируются воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, образовательные военные учреждения, организации и органы, и порождает острую социальную проблему, связанную с адаптацией к новым условиям жизни и деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда. Ежегодно на рынок труда Пермской области выходят в среднем более 8500 бывших военнослужащих. Большинство граждан этой категории, увольняемых в связи с сокращением численности воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, образовательных учреждений, организаций и органов, находятся в трудоспособном возрасте и имеют высокий образовательный уровень, готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях и стать важной опорой экономических реформ.
Для решения этих проблем необходима разработка и реализация мер по профессиональной ориентации, переподготовке, трудоустройству и социально-психологической поддержке граждан этой категории, составляющих систему социальной адаптации.
Настоящая программа предусматривает решение проблем социально-профессиональной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных в запас, прежде всего силами и средствами этих силовых структур при целенаправленной поддержке администрации области, других заинтересованных организаций.
В течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.
Прирост населения трудоспособного возраста за этот период превысит 46 тыс. человек, главным образом за счет увеличения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи, а также миграционного прироста населения этой возрастной группы.
В этот же период планируется значительное увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, образовательных военных учреждений, организаций и органов, расположенных на территории Пермской области. В 2002-2005 годах ожидается поступление на рынок труда более 36 тыс. граждан этой категории, в том числе более 4 тысяч офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов силовых структур, проходивших службу по контракту. Социальная реабилитация этой категории граждан во многом будет зависеть от состояния экономики в регионе.
Расчеты показывают, что в 2002-2005 годах ожидается весьма умеренный спрос на рабочую силу, но практически он увеличится во всех отраслях экономики, за исключением сельского хозяйства и органов управления.
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2002-2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
По оценкам экспертов для удовлетворения потребностей промышленности (главным образом машиностроения) в профессионально подготовленных кадрах потребуется дополнительно от 45 до 90 тысяч рабочих высшей и средней квалификации и до 30 тысяч инженерно-технических специалистов со знанием маркетинга, управления персоналом, анализа хозяйственной деятельности.
Сохранится спрос на работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов высшего и среднего уровня квалификации.
Возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально- квалификационной структуры приведет к смене тенденций в динамике обращения незанятого населения к услугам службы занятости.
Учитывая, что подлежащие увольнению и уволенные в запас военнослужащие имеют низкую конкурентоспособность на рынке труда, следует ожидать значительного превышения предложений над спросом на работников этой категории граждан.
Ожидается, что на фоне практически стабильной общей численности безработных численность зарегистрированных в органах государственной службы занятости за 2002-2005 годы возрастет почти в 2 раза.
К числу ключевых проблем сферы занятости, негативно влияющих на реализацию Программы, относятся следующие:
Повсеместная, но весьма неравномерная по территориям области несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая формировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике.
Остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация региональных, сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан.
Система профессионального образования области недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. Практически отсутствует в области система переподготовки военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению из воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, что значительно снижает перспективы гарантированного трудоустройства граждан этой категории.
Трудоустройство ряда социально-демографических групп, в том числе и этой категории граждан, остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста.
С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от возраста, семейного положения, здоровья, образования, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования граждан к условиям и оплате труда.
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2002-2005 годы напряженность на рынке труда области в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью населения (от относительного благополучия до критической ситуации) в отдельных территориях и отраслях предполагает серьезные проблемы с обеспечением занятости граждан этой категории. Следовательно, возникает необходимость разработки и реализации дополнительных мер по их профессиональной ориентации, профессиональной переподготовке по гражданским специальностям, последующему трудоустройству, вовлечению в предпринимательскую деятельность. Эти меры могут быть реализованы только с использованием программно-целевого метода, позволяющего сочетать единство цели, задач и путей их решения.
Областная целевая программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей в Пермской области» на 2002-2005 годы направлена на решение задач государственных органов власти по социальной адаптации этой категории граждан на долгосрочную перспективу.
Целью Программы является комплексное решение на региональном уровне проблем профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства военнослужащих, подлежащих увольнению и уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей. Создание условий для обеспечения граждан этой категории, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Создание постоянно действующей в воинских формированиях и органах, расположенных на территории области, системы социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению.
2. Улучшение информационного обеспечения занятости граждан этой категории путем организации заблаговременного консультирования, профессиональной ориентации и психологической поддержки.
3. Развитие кадрового потенциала путем совершенствования возможности для получения военнослужащими в год их увольнения одной из гражданских специальностей, востребованных на региональном рынке труда.
4. Создание благоприятных условий для функционирования и совершенствования действующих центров (образовательных учреждений) переподготовки и формирования системы социальной адаптации уволенных военнослужащих.
5. Повышение эффективности активных мер на рынке труда с целью гарантированного трудоустройства граждан этой категории после получения ими гражданской специальности.
6. Предоставление адресной методической, консультационной, информационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям, создаваемым военнослужащими, и членам их семей.
7. Реализация специальных мероприятий и совершенствование системы квотирования рабочих мест в государственных организациях (предприятиях, учреждениях) для граждан этой категории, прошедших переподготовку с целью повышения эффективности предоставляемых им услуг и сокращения длительной безработицы.
8. Совершенствование механизма социального партнерства с целью обеспечения межведомственной координации в области переподготовки, трудоустройства и вовлечения в предпринимательскую деятельность граждан этой категории.