Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить Основные направления стратегического развития Пермской области (прилагаются).
2. Направить в администрацию области предложения и замечания, высказанные участниками депутатских слушаний, членами Совета представительных органов местного самоуправления, Консультативного совета, комитетов Законодательного Собрания.
3. Рекомендовать администрации области к заседанию Законодательного Собрания в октябре 2002 года предоставить план разработки Концепции стратегического развития Пермской области.
4. Рекомендовать администрации области в срок до 1 марта 2003 года разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания проект Концепции стратегического развития Пермской области.
5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на комитет по экономической политике и налогам (Белоусов Ю.В.)
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин
Основные направления стратегического
развития Пермской области
Содержание
|
| |
1. | Социально-экономический потенциал развития региона | 3 |
2. | Социальные ориентиры стратегического развития Пермской области |
|
3. | Приоритеты экономической политики | 10 |
4. | Основные направления бюджетной политики | 14 |
5. | Оптимизация территориального развития | 18 |
6. | Заключение | 19 |
1. Социально-экономический потенциал развития региона
1.1. Итоги социально-экономического развития Пермской области
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Пермской области существуют все необходимые условия. Прежде всего, это значительные сырьевые ресурсы. На территории области открыто около 200 месторождений нефти и газа, более 50 из которых эксплуатируются. Значительные лесные ресурсы Пермской области придают региону статус одной из ведущих лесопромышленных и заготовительных баз России. Леса покрывают площадь около 12 млн.га - это около 60% территории области. Эксплуатационные запасы древесины достигают 400 млн. кубометров. Около 70% лесов
- хвойные, наиболее ценные в хозяйственном отношении.
В области имеются железо, медь, свинец, цинк, алюминий, титан, никель, марганец, золото, платина, кварц, селенит, известняк, мрамор и др. На территории Прикамья расположено крупное месторождение хромовых руд. Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей является одним из крупнейших в мире. Высоким качеством отличаются алмазы, добываемые в области, большое количество из них - ювелирные.
Удаленность геоэкономического положения от мировых центров экономики частично компенсируется выгодным географическим положением, определяющим полноценную структуру транспортной системы. Здесь пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, существует водный путь в Северную и Южную Европу, проходят нефте- и газопроводы.
Экономика области индустриального типа, включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей. По объему промышленного производства в 2001 году Пермская область занимала 12-е место в Российской Федерации и 4-е место в Приволжском федеральном округе и на Урале, а по объемам производства промышленной продукции на душу населения - 1-е место в Уральском экономическом районе.
На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермской области являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа. На долю Пермской области приходится 100 % производимых в России калийных удобрений.
Важной особенностью электроэнергетики области является сочетание гидро- и теплоэлектростанций.
Машиностроение области лидирует в российском производстве топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации.
Металлургическая промышленность представлена предприятиями по переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В области работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Половина от общероссийских объемов магния производится компаниями Пермского региона.
Лесопромышленный комплекс области занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.
Легкая промышленность представлена предприятиями швейного, текстильного, кожевенного, мехового и обувного профиля.
Пермская область занимает одно из ведущих мест по объему вывоза продукции, в том числе на внешний рынок. По объемам экспорта область занимала в 2001 году 4-е место в России.
По объему прибыли прибыльных предприятий области принадлежало 7-е место в России.
Пермская область играет значимую роль в процессе формирования Федерального бюджета, входя в число немногочисленных регионов-доноров, и занимала в прошлом году 10-е место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны.
Ресурсный потенциал и достигнутые показатели экономического развития обусловили динамичный рост благосостояния жителей региона.
В 2001 году среднемесячные денежные доходы на душу населения области составили 2792 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,2%. Реальные доходы населения (денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за этот период увеличились на 1,9%. По уровню доходов на душу населения область занимала 2-е место по Приволжскому федеральному округу и 17-е место по Российской Федерации.
В структуре доходов населения области второй год увеличивается доля социальных трансфертов. Сохранилась тенденция увеличения удельного веса заработной платы.
Средняя заработная плата на предприятиях области в 2001 году составила 3422 рубля и возросла по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,4 раза, при этом прирост реальной заработной платы составил 110,2%. По величине заработной платы на одного работника Пермская область в 2001 году занимала первое место среди территорий Приволжского федерального округа и 17-е место по Российской Федерации, превышая среднероссийский уровень.
Улучшилась ситуация в отраслях с низким уровнем заработной платы. Высокий прирост заработной платы, опережающий среднеобластной прирост, наблюдался в отраслях бюджетной сферы в результате выхода указов губернатора области о повышении заработной платы и тарифных ставок с 1 января 2001 г. на 20%, с 1 июля 2001 г. - до 1,4 раза, с 1 декабря 2001 г. - на 30% (с учетом надбавок).
Более высокий уровень денежных доходов населения и заработной платы в области обеспечил ей 2-е место в Приволжском федеральном округе по объему розничного товарооборота на душу населения.
Выше среднероссийского уровня в области сложились основные демографические показатели: число родившихся на 1000 населения - 9,9 чел. (по России- 9,1 чел.), младенческая смертность - 14,2 чел. (по России - 14,7 чел.).
Научными исследованиями и разработками в области занято 56 организаций, в том числе 36 научно-исследовательских организаций, 2 конструкторских бюро, 2 проектных и проектно-изыскательских организации, 6 высших учебных заведений, 8 промышленных предприятий. Численность специалистов, занятых научными исследованиями и разработками, составила 12729 человек, в том числе исследователи - 5452 человека, из них доктора наук - 105 человек, кандидаты наук - 515 человек.
Положение области, ее промышленный потенциал, наличие значительных природных запасов, в сочетании с трудовыми ресурсами области, основу которых составляет персонал крупных высокотехнологичных промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских учреждений, создает уникальные условия для дальнейшего развития области, делает ее максимально независимой в хозяйственном отношении.
1.2. Социально-экономические проблемы развития Пермской области
Вместе с тем возможности социально-экономического развития Пермской области имеют серьезные ограничения.
В области остается сложной демографическая ситуация.
Численность постоянного населения продолжает сокращаться и к началу 2002 года составила 2923,7 тыс.чел. (75% - городского и 25% - сельского). Уменьшение численности населения обусловлено естественной убылью (в 2001 г. - 6,0 промилле), которая не покрывается миграционным приростом (3,0 промилле).
Негативное влияние на общий коэффициент смертности оказывает высокий уровень преждевременной смертности - ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин 58 лет, для женщин - 71 год.
На снижение рождаемости помимо социально-экономического фактора влияет и то обстоятельство, что в области, как и во всех промышленно развитых субъектах Российской Федерации, завершился демографический переход. Заметно сократилась доля детей и подростков в общей численности населения, уменьшилась и абсолютная численность населения этой возрастной группы. Двух - трехдетная семья утратила доминирующее положение, всеобщее распространение получает одно-двухдетная семья.
В среднем по области на одного жителя приходилось 18 кв.м общей площади жилья (по России - 19,5).
На 10 тыс. населения области приходилось студентов высших учебных заведений 248 человек (по России - 378), студентов средних специальных учебных заведений - 198 человек (по России - 168).
Растет уровень социально-экономической дифференциации Пермской области. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения Пермской области - 13 раз (по России - 13,8).
Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил 27,8% (Россия - 27,6%).
В 2002 г. сохранилась значительная межотраслевая дифференциация заработной платы: в промышленности разрыв максимального и минимального значения среднемесячной заработной платы (топливная и легкая отрасли) достиг 5,7 раза.
Пермская область относится к числу регионов России с повышенным уровнем преступности. Уровень зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения составил 295,2 преступлений (по России - 204,4). Тяжелому положению в этой сфере способствует тот факт, что на территории области размещено значительное число исправительно-трудовых учреждений. Особую тревогу вызывает рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 2001 год число таких преступлений увеличилось на 20% (по России снизилось на 0,8%).
Экономическая ситуация, влияющая на социальное положение граждан, способствует увеличению факторов совершения преступлений лицами, не имеющими постоянного источника дохода, которыми совершено около половины (47%) преступлений.
Высокий уровень преступности, являясь составной частью интегрального показателя «качество жизни», выводит Пермскую область по оценке Минэкономразвития Российской Федерации на уровень 50-го места в России (по годам 3).
Занимая по экономическому потенциалу устойчиво место в первой двадцатке, Пермская область стала единственным регионом, допустившим такой диспаритет.
В настоящее время для Пермской области характерны ярко выраженные диспропорции в размещении производительных сил. Пермь в этом отношении резко выделяется и на фоне всей области, и на фоне ближайшего окружения - Пермской агломерации.
Второй по значимости промышленный район - Березниковско-Соликамский, не может быть полноправным конкурентом Перми, так как сильно отстает от областного центра по уровню развития производств, относящихся к верхним стадиям производственных циклов.
Экономическим ограничением стабильного развития области является неполное использование хозяйствующими субъектами возможностей роста и перестройки экономики, предоставленных в период 1999-2001 годов. Экономические проблемы 2002 года свидетельствуют о неустойчивости достигнутых в 1999-2001 годах результатов. В экономике области отмечается спад промышленного производства, инвестиций, финансовых результатов предприятий.
Сложившаяся структура производственного сектора и, прежде всего, промышленности, не позволила воспользоваться в полной мере широкими возможностями импортозамещения при наличии значительных резервных мощностей.
В экономике региона сложились пропорции, при которых ведущая отрасль - промышленность и, прежде всего, перерабатывающая - постепенно утрачивает свои позиции. При сохранении существующей структуры производственного сектора и тенденций, определяющих его развитие, уже к 2005 году доля промышленности в объеме производства сократится до 46%, а в производстве валового регионального продукта (ВРП) - до 36 %.
Если рассмотреть темпы роста производства по основным промышленным товарным группам в натуральном выражении, то достаточно четко прослеживается «вымывание» из производства высокотехнологичной, более дорогой, конкурентоспособной, конечной с точки зрения потребления продукции. Потеряны позиции в точном машиностроении, производстве высокотехнологичной, качественной продукции. Области не с чем выходить на внешний рынок и участвовать в активном замещении сырьевой продукции на продукцию перерабатывающего сектора. Более того, не чем обеспечить потребности внутреннего рынка в случае замещения импорта отечественными товарами. Потребительский рынок области будет заполнен продукцией других областей и регионов. Именно там, в других областях и регионах, на базе Пермской области за счет роста объемов реализации пойдет техническое перевооружение, развитие промышленности, торговли, рост доходов предприятий, населения и бюджетов.
Недооценка требований рыночных условий хозяйствования привела к тому, что промышленный рост в разных отраслях экономики происходил во многом автономно, роль межотраслевых взаимодействий существенно снижена или утеряна. Фактически на территории области сформировался единственный эффективно работающий многоотраслевой территориально-производственный комплекс (ТПК): нефтедобыча - нефтепереработка - нефтяное машиностроение - промышленное строительство для вышеперечисленных отраслей.
Значительным ограничением в функционировании такого ТПК является противоречие экономических интересов региона и собственника. Экономическим интересом собственника является постоянное расширение производственной базы, обеспечивающей расширенное воспроизводство капитала. Отсутствие равнозначной конкурентной среды на территории Пермской области позволяет собственнику ТПК переходить к политике экспансии на рынках, где его конкурентные преимущества не столь однозначны. Поэтому к проблеме снижения эффективности экономики добавляется проблема снижения инвестиций на территории области.
В такой ситуации обновление производственных мощностей в экономике области идет крайне низкими темпами.
Высокую степень износа основных производственных фондов можно отнести к числу основных причин, которые в обозримом будущем будут препятствовать динамичному развитию экономики области. В последние годы снижение степени износа основных фондов произошло только в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей отраслях и промышленности строительных материалов. Значительно увеличилась степень износа в электроэнергетике и черной металлургии. Ниже 50% степень износа оборудования только в газовой, легкой и пищевой промышленности.
Учитывая, что в 2001 году более 60% всего объема инвестиций в промышленность было направлено в топливно-энергетический комплекс, их снижение усиливает проблему состояния и обновления основных производственных фондов в большинстве отраслей экономики.
Еще одной причиной ухудшения экономической ситуации стала динамика цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, опережающая общую инфляцию. В 2001 году цены в электроэнергетике увеличились в 1,3 раза, тарифы на грузовые перевозки - в 1,9 раза. Прямые затраты на продукцию и услуги естественных монополий составляют в себестоимости - от 13 в нефтедобывающей промышленности до 32% в химической и нефтехимической промышленности.