ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2002года № 388


Об основных направлениях
стратегического развития Пермской области



Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить Основные направления стратегического развития Пермской области (прилагаются).

2. Направить в администрацию области предложения и замечания, высказанные участниками депутатских слушаний, членами Совета представительных органов местного самоуправления, Консультативного совета, комитетов Законодательного Собрания.

3. Рекомендовать администрации области к заседанию Законодательного Собрания в октябре 2002 года предоставить план разработки Концепции стратегического развития Пермской области.

4. Рекомендовать администрации области в срок до 1 марта 2003 года разработать и внести на рассмотрение Законодательного Собрания проект Концепции стратегического развития Пермской области.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на комитет по экономической политике и налогам (Белоусов Ю.В.)

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель
Законодательного Собрания
Н.А.Девяткин

     Приложение
     к постановлению Законодательного
     Собрания Пермской области
     от 26 сентября 2002 года
 № 388



Основные направления стратегического
развития Пермской области


Содержание

  

  

1.

Социально-экономический потенциал развития региона

3

2.

Социальные ориентиры стратегического развития Пермской области  


8

3.

Приоритеты экономической политики

10

4.

Основные направления бюджетной политики

14

5.

Оптимизация территориального развития

18

6.

Заключение

19


1. Социально-экономический потенциал развития региона


    
 1.1. Итоги социально-экономического развития Пермской области

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Пермской области существуют все необходимые условия. Прежде всего, это значительные сырьевые ресурсы. На территории области открыто около 200 месторождений нефти и газа, более 50 из которых эксплуатируются. Значительные лесные ресурсы Пермской области придают региону статус одной из ведущих лесопромышленных и заготовительных баз России.  Леса покрывают площадь около 12 млн.га - это около 60% территории области. Эксплуатационные запасы древесины достигают 400 млн. кубометров. Около 70% лесов

- хвойные, наиболее ценные в хозяйственном отношении.

В области имеются железо, медь, свинец, цинк, алюминий, титан, никель, марганец, золото, платина, кварц, селенит, известняк, мрамор и др. На территории Прикамья расположено крупное месторождение хромовых руд. Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей является одним из крупнейших в мире. Высоким качеством отличаются алмазы, добываемые в области, большое количество из них - ювелирные.

Удаленность геоэкономического положения от мировых центров экономики частично компенсируется выгодным географическим положением, определяющим полноценную структуру транспортной системы. Здесь пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, существует водный путь в Северную и Южную Европу, проходят нефте- и газопроводы.

Экономика области индустриального типа,  включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей. По объему промышленного производства в 2001 году Пермская область занимала  12-е место в Российской Федерации и 4-е место в Приволжском федеральном округе и на Урале, а по объемам производства промышленной продукции на душу населения - 1-е место в Уральском экономическом районе.

На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермской области являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная,  деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

Топливная и химическая отрасли развиваются преимущественно на местной сырьевой базе. Основной объем производства топливной продукции приходится на предприятия нефтяной и газовой промышленности. Создан и успешно работает современный, мощный, диверсифицированный комплекс предприятий по добыче и переработке нефти и газа. На долю Пермской области приходится 100 % производимых  в России калийных удобрений.

Важной особенностью электроэнергетики области является сочетание гидро- и теплоэлектростанций.

Машиностроение области лидирует в российском производстве топливной аппаратуры, газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, нефтепромыслового оборудования, аппаратуры цифровых и волоконно-оптических систем передачи информации.

Металлургическая промышленность представлена предприятиями по переработке черных, цветных и редкоземельных металлов, а также предприятиями порошковой металлургии. В области работает единственное в России предприятие по производству титановой губки. Половина от общероссийских объемов магния производится компаниями Пермского региона.

Лесопромышленный комплекс области занимает одно из ведущих мест в России в сфере заготовки и переработки древесины. Предприятия целлюлозно-бумажной промышленности производят около 20% от общероссийского объема бумаги различного назначения.

Легкая промышленность представлена предприятиями швейного, текстильного, кожевенного, мехового и обувного профиля.

Пермская область занимает одно из ведущих мест по объему вывоза продукции, в том числе на внешний рынок. По объемам экспорта область занимала в 2001 году 4-е место в России.

По объему прибыли прибыльных предприятий области принадлежало 7-е место в России.

Пермская область играет значимую роль в процессе формирования Федерального бюджета, входя в число немногочисленных регионов-доноров, и занимала в прошлом году 10-е место по сумме поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны.

Ресурсный потенциал и достигнутые показатели экономического развития обусловили динамичный рост благосостояния жителей региона.

В 2001 году среднемесячные денежные доходы на душу населения области составили 2792 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 28,2%. Реальные доходы населения (денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за этот период увеличились на 1,9%. По уровню доходов на душу населения область занимала 2-е место по Приволжскому федеральному округу и 17-е место по Российской Федерации.

В структуре доходов населения области второй год увеличивается доля социальных трансфертов. Сохранилась тенденция увеличения удельного веса заработной платы.

Средняя заработная плата на предприятиях области в 2001 году составила 3422 рубля и возросла  по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,4  раза, при этом прирост реальной заработной платы составил 110,2%. По величине заработной платы на одного работника Пермская область в 2001 году занимала первое место среди территорий Приволжского федерального округа и 17-е место по Российской Федерации, превышая среднероссийский уровень.  

Улучшилась ситуация в отраслях с низким уровнем заработной платы. Высокий прирост заработной платы, опережающий среднеобластной прирост, наблюдался в отраслях бюджетной сферы в результате выхода указов губернатора области о повышении заработной платы и тарифных ставок с 1 января 2001 г. на 20%, с 1 июля 2001 г. - до 1,4 раза, с 1 декабря 2001 г. - на 30% (с учетом надбавок).

Более высокий уровень денежных доходов населения и заработной платы в области обеспечил ей 2-е место в Приволжском федеральном округе по объему розничного товарооборота  на душу населения.

Выше среднероссийского уровня в области сложились основные демографические показатели: число родившихся на 1000 населения - 9,9 чел. (по России- 9,1 чел.),  младенческая смертность - 14,2 чел. (по России - 14,7 чел.).

Научными исследованиями  и разработками в области занято 56 организаций, в том числе 36 научно-исследовательских организаций, 2 конструкторских бюро, 2 проектных и проектно-изыскательских организации, 6 высших учебных заведений, 8 промышленных предприятий. Численность специалистов, занятых научными исследованиями и разработками, составила 12729 человек, в том числе исследователи - 5452 человека, из них доктора наук - 105 человек, кандидаты наук - 515 человек.

Положение области, ее промышленный потенциал, наличие значительных природных запасов, в сочетании с трудовыми ресурсами области, основу которых составляет персонал крупных высокотехнологичных промышленных предприятий, предприятий малого и среднего бизнеса, интеллектуальный потенциал вузов и научно-исследовательских учреждений, создает уникальные условия для дальнейшего развития области, делает ее максимально независимой в хозяйственном отношении.

1.2. Социально-экономические проблемы развития Пермской области

Вместе с тем возможности социально-экономического развития Пермской области имеют серьезные ограничения.

В области остается сложной демографическая ситуация.

Численность постоянного населения продолжает сокращаться и к началу 2002 года составила 2923,7 тыс.чел. (75% - городского и 25% - сельского). Уменьшение численности населения обусловлено естественной убылью (в 2001 г. - 6,0 промилле), которая не покрывается миграционным приростом (3,0 промилле).

Негативное влияние на общий коэффициент смертности оказывает высокий уровень преждевременной смертности - ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин 58 лет, для женщин - 71 год.

На снижение рождаемости помимо социально-экономического фактора влияет и то обстоятельство, что в области, как и во всех промышленно развитых субъектах Российской Федерации, завершился демографический переход. Заметно сократилась доля детей и подростков в общей численности населения, уменьшилась и  абсолютная численность населения этой возрастной группы. Двух - трехдетная семья утратила доминирующее положение, всеобщее распространение получает одно-двухдетная семья.

В среднем по области на одного жителя приходилось 18 кв.м общей площади жилья (по России - 19,5).

На 10 тыс. населения области приходилось студентов высших учебных заведений 248 человек (по России - 378), студентов средних специальных учебных заведений - 198 человек (по России - 168).

Растет уровень социально-экономической дифференциации Пермской области. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения Пермской области -  13 раз (по России - 13,8).

Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума составил 27,8%  (Россия - 27,6%).

В 2002 г. сохранилась значительная межотраслевая дифференциация заработной платы: в промышленности разрыв максимального  и минимального значения среднемесячной заработной платы (топливная и легкая отрасли) достиг 5,7 раза.

Пермская область относится к числу регионов России с повышенным уровнем преступности. Уровень зарегистрированных преступлений на 10 тыс. населения составил 295,2 преступлений (по России - 204,4). Тяжелому положению в этой сфере способствует  тот факт, что на территории области размещено значительное число исправительно-трудовых учреждений. Особую тревогу вызывает рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за 2001 год число таких преступлений увеличилось на 20% (по России снизилось на 0,8%).

Экономическая ситуация, влияющая на социальное положение граждан, способствует увеличению факторов совершения преступлений лицами, не имеющими постоянного источника дохода, которыми совершено около половины (47%) преступлений.

Высокий уровень преступности, являясь составной частью интегрального показателя «качество жизни», выводит Пермскую область по оценке  Минэкономразвития  Российской Федерации  на уровень  50-го места в России (по   годам  3).

Занимая по экономическому потенциалу устойчиво место в первой двадцатке, Пермская область стала единственным регионом, допустившим такой диспаритет.

В настоящее время для Пермской области характерны ярко выраженные диспропорции в размещении производительных сил. Пермь в этом отношении резко выделяется и на фоне всей области, и на фоне ближайшего окружения - Пермской агломерации.

Второй по значимости промышленный район  - Березниковско-Соликамский, не может быть полноправным конкурентом Перми, так как сильно отстает от областного центра по уровню развития производств, относящихся к верхним стадиям производственных циклов.

Экономическим ограничением стабильного развития области является неполное использование хозяйствующими субъектами возможностей роста и перестройки экономики, предоставленных в период 1999-2001 годов. Экономические проблемы 2002 года свидетельствуют о неустойчивости достигнутых в 1999-2001 годах результатов. В экономике области отмечается спад промышленного производства, инвестиций, финансовых результатов предприятий.  

Сложившаяся структура производственного сектора и, прежде всего, промышленности, не позволила воспользоваться в полной мере широкими возможностями импортозамещения при наличии значительных резервных мощностей.

В экономике региона сложились пропорции, при которых ведущая отрасль - промышленность и, прежде всего, перерабатывающая - постепенно утрачивает свои позиции. При сохранении существующей структуры производственного сектора и тенденций, определяющих его развитие, уже к 2005 году доля промышленности в объеме производства сократится до 46%, а в производстве валового регионального продукта (ВРП) - до 36 %.

Если рассмотреть темпы роста производства по основным промышленным товарным группам в натуральном выражении, то достаточно четко прослеживается «вымывание» из производства высокотехнологичной, более дорогой, конкурентоспособной, конечной с точки зрения потребления продукции. Потеряны позиции в точном машиностроении, производстве высокотехнологичной, качественной продукции. Области не с чем выходить на внешний рынок и участвовать в активном замещении сырьевой продукции на продукцию перерабатывающего сектора. Более того, не чем обеспечить потребности внутреннего рынка в случае замещения импорта отечественными товарами. Потребительский рынок области будет заполнен продукцией других областей и регионов. Именно там, в других областях и регионах, на базе Пермской области за счет роста объемов реализации пойдет техническое перевооружение, развитие промышленности, торговли, рост доходов предприятий, населения и бюджетов.

Недооценка требований рыночных условий хозяйствования привела к тому, что промышленный рост в разных отраслях экономики происходил во многом автономно, роль межотраслевых взаимодействий существенно снижена или утеряна. Фактически на территории области сформировался единственный эффективно работающий многоотраслевой территориально-производственный комплекс (ТПК): нефтедобыча - нефтепереработка - нефтяное машиностроение - промышленное строительство для вышеперечисленных отраслей.

Значительным ограничением в функционировании такого ТПК является противоречие экономических интересов региона и собственника. Экономическим интересом собственника является постоянное расширение производственной базы, обеспечивающей расширенное воспроизводство капитала. Отсутствие равнозначной конкурентной среды на территории Пермской области позволяет собственнику ТПК переходить к политике экспансии на рынках, где его конкурентные преимущества не столь однозначны. Поэтому к проблеме снижения эффективности экономики добавляется проблема снижения инвестиций на территории области.

В такой ситуации обновление производственных мощностей в экономике области идет крайне низкими темпами.

Высокую степень износа основных производственных фондов можно отнести к числу основных причин, которые в обозримом будущем будут препятствовать динамичному развитию экономики области. В последние годы  снижение степени износа основных фондов произошло только в нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей отраслях и промышленности строительных материалов. Значительно увеличилась степень износа в электроэнергетике и черной металлургии. Ниже 50% степень износа оборудования   только в газовой, легкой и пищевой промышленности.  

Учитывая, что в 2001 году более 60% всего объема инвестиций в промышленность было направлено в топливно-энергетический комплекс, их снижение  усиливает проблему состояния и обновления основных производственных фондов в большинстве отраслей экономики.

Еще одной причиной ухудшения экономической ситуации стала динамика цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, опережающая общую инфляцию. В 2001 году цены в электроэнергетике увеличились в 1,3 раза, тарифы на грузовые перевозки - в 1,9 раза. Прямые затраты на продукцию и услуги естественных монополий составляют в себестоимости - от 13 в нефтедобывающей промышленности до 32% в химической и нефтехимической промышленности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»