Подпрограмма 4.3. Развитие образования на селе
Анализ ситуации
В настоящее время сельская школа становится единственным интеллектуально-культурным центром, и поэтому в прямой зависимости от деятельности образовательных учреждений находится решение многих вопросов на селе. В этих условиях структурно-содержательная модернизация деятельности сельской школы жизненно необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны, восстановления ее природы, здоровья и благосостояния населения.
Образование на селе представляет собой важнейшую часть системы образования Пермской области, для которой характерна сеть непохожих, сильно отличающихся друг от друга образовательных учреждений, находящихся в сельской местности. Сельские школы составляют большую часть общеобразовательных учреждений Пермской области (63%), в то же время в них обучается лишь четверть всех школьников нашего региона. Доля малочисленных школ наполняемостью до 100 учащихся достигает 63,8%.
Проблемы малочисленных сельских общеобразовательных учреждений назрели давно и требуют своего решения. Решения эти лежат, прежде всего, в глубоком и обстоятельном анализе существующего состояния образования на селе в определении перспектив каждого конкретного образовательного учреждения.
В настоящее время вопрос о перспективах деятельности небольших школ обострился по нескольким аспектам.
1. Качество образования в этих учреждениях, обусловленное материально-техническими, учебно-методическими, кадровыми условиями, во многих случаях не соответствует государственным нормативам и стандартам.
В условиях ветшающей материально-технической базы сельская школа не может дать молодежи необходимый уровень образования.
Недостаточная укомплектованность кадрами сельских общеобразовательных учреждений, слабое пополнение учительского состава, низкий уровень квалификации учителей - все это отрицательно сказывается на качестве образования. Уровень образования сельских учителей ниже, чем городских: менее половины сельских учителей (48%) имеют высшее образование (в городах- 62%), 18% составляют педагоги со средним педагогическим образованием (в городах - 11%), 3% педагогов окончили лишь среднюю общеобразовательную школу (в городах - 0,7%).
Нехватка педагогических кадров примерно в равной степени затрагивает городские и сельские школы: число вакантных мест составляет 2% в сельских школах и 1,6% - в городских.
Самая большая потребность в учителях иностранного языка (на селе 136 на 777 школ, в городах - 119 на 461 школу). В то же время демографический кризис приводит к уменьшению потребности в педагогических кадрах (109 вакансий в 2000 г., при 229 в 1999).
2.Экономические параметры деятельности малочисленных сельских учреждений (фактические затраты на одного учащегося) существенно превышают аналогичные затраты для учреждений с большим контингентом (по расчетным показателям на 15%).
3. Демографическая ситуация (отсутствие притока детей школьного возраста) в ряде мест приводит и еще приведет к неизбежному закрытию или реорганизации образовательных учреждений.
Для решения перечисленных проблем нужен комплексный подход, в котором необходимо учесть особый социально- культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности районов, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования.
Цель подпрограммы
Создание необходимых условий для обеспечения доступного и качественного общего образования учащимся сельских школ.
Задачи подпрограммы
Проведение для каждого образовательного учреждения комплексного анализа перспектив его деятельности с учетом педагогических, экономических, демографических аспектов, а также с учетом социокультурной ситуации, производственных перспектив села, жилищных, дорожных и географических условий (рекомендации по такому анализу разработаны департаментом образования).
Оптимизация муниципальной сети образовательных учреждений на основе концепции реструктуризации образовательных учреждений на селе, разработанной Министерством образования Российской Федерации.
Организация транспортного обслуживания учащихся и педагогических работников с помощью системы школьных автобусов.
Осуществление информатизации сельских школ, создание условий для дистанционного образования.
Обеспечение целенаправленной подготовки и переподготовки педагогических кадров для сельских образовательных учреждений.
Использование воспитательных возможностей образования сельских детей на основе сохранения и развития традиционной народной культуры землепользования и сельскохозяйственного труда в новых социально-экономических условиях региона.