Подпрограмма 4.1. Эксперимент по совершенствованию
структуры и содержания общего образования
Анализ ситуации
Модернизация социальной сферы российского общества требует существенного пересмотра содержания образования. Кардинальное обновление общего образования в соответствии с запросами современной жизни требуют в первую очередь усиления социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, расширения и конкретизации его социального и культурного контекста. Для этого необходимо, во-первых, преодолеть существующий технократизм школьного образования, вывести на должный уровень предметы социально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы, общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме, достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы) и, во-вторых, переключить внимание при изучении общественных явлений на реальные формы повседневной жизнедеятельности человека, общества, страны.
Необходима практическая ориентация и инструментальная направленность общего образования. Это означает: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни и т.д.
Насущной потребностью является дифференциация и индивидуализация образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся - от одаренных детей до детей с проблемами, а также путем формирования индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям отдельного ученика.
На решение этих вопросов направлен федеральный эксперимент, осуществляемый с 1 сентября 2001 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» от 23.03.2001 № 224.
Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» от 21.05.2001 № 2093 определены сроки эксперимента (до 2008 года), распределена ответственность всех уровней - от Министерства образования Российской Федерации до педагога за осуществление экспериментальной деятельности.
Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, количества общеобразовательных учреждений и обучающихся, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2001-2002 году» от 07.06.2001 № 2329 12 общеобразовательных учреждений Пермской области включены в этот эксперимент. В дальнейшем планируется расширение участников эксперимента.
Цель подпрограммы
Осуществление опытно-экспериментальной работы в ряде общеобразовательных учреждений области по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Задачи подпрограммы:
Устранение перегрузки учащихся начальной и основной школы за счет оптимизации объема содержания, введения новых технологий и использования здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.
Опытное использование на первой ступени всех общеобразовательных учреждений программ по иностранному языку и информатике.
Включение в образовательные программы школ предметов, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, политология, культурология, экология, психология).
Отработка структуры старшей ступени школы с обучением по основным профилям: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социально-экономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; техника и инженерное дело; агротехнологии; искусство.
Апробация новых учебных программ, учебников и пособий.
Осуществление комплексного мониторинга условий, хода и результатов образовательного процесса.
Ожидаемые конечные результаты (к 2005 году)
Организация опытно-экспериментальной работы по освоению нового содержания образования на начальной и старшей ступенях в 150 общеобразовательных учреждениях области.
Создание комплексной системы научно-методического обеспечения эксперимента (апробация учебников, мониторинг, переподготовка кадров).
Введение актуальных предметов и разделов социально-гуманитарного характера (иностранный язык и информатика в начальной школе; право, экономика, экология и др. в 10-11 классах).
Введение в образовательный процесс новых технологий обучения и воспитания.
Издание методических материалов и рекомендаций для учителей Пермской области по освоению нового содержания общего образования.
(Таблица с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию