Общей целью системы образования Пермской области является воспитание активного, свободного, ответственного, нравственного, профессионально компетентного, культурного, физически и психически здорового, творчески самореализующегося человека, патриота, обладающего инициативностью, предприимчивостью, уверенностью в себе, широтой взглядов, гибкостью мышления, способностью к диалогу и сотрудничеству.
Целью управления системой образования является создание условий для ее эффективного функционирования и развития, позволяющего всем гражданам получать качественное образование в соответствии с их потребностями и способностями в интересах общества и государства.
Целью данной Программы как инструмента управления является создание условий для модернизации системы образования региона с учетом выбранных приоритетов.
В качестве региональных приоритетов изменений в образовании рассматриваются воспитание, содержание образования и здоровье. Приоритет воспитания вытекает из перспектив развития системы образования, Закона «Об образовании в Пермской области», существующего социального заказа государства и общества. Модернизация содержания образования обусловлена необходимостью расширения и конкретизации его социального, культурного и практического контекста в современных условиях. Приоритет здоровья направлен на преодоление существующих негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения.
Развитие региональной системы образования в соответствии с поставленными целями требует решения целого ряда задач как общесистемного, так и направленного характера.
Восстановление воспитательной и социально-реабилитационной функции образования связано с решением таких задач, как:
реализация региональной концепции гуманистического воспитания на основе интеграции отечественных традиций и современного опыта в области нравственного, гражданского, патриотического воспитания;
расширение состава субъектов воспитания, координация совместной воспитательной деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов;
создание и развитие воспитательного пространства в образовательном учреждении на основе повышения воспитательного потенциала обучения, усиления гуманитарной направленности учебных дисциплин, преемственности воспитательного процесса, придания направленности и осмысленности всем воспитательным действиям;
организация детско-взрослых сообществ как важных механизмов воспитания;
обеспечение педагогической поддержки развития ученического самоуправления, деятельности детских общественных объединений и организаций;
создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений;
использование образовательных программ нравственно-этического воспитания, антиалкогольного и антинаркотического содержания и направленности;
создание системы психолого-педагогической поддержки и медико-социальной помощи обучаемым и воспитанникам;
укрепление и развитие системы классного руководства;
разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно- педагогической помощи семьям;
координация усилий ведомств и общественности, направленных на противодействие негативным социальным тенденциям (наркомании, безнадзорности, преступности);
повышение эффективности профориентационной работы;
усиление воспитательных функций дополнительного образования;
разработка критериев и инструментов оценки качества воспитательной деятельности.
Модернизация содержания и технологий образования предполагает решение следующих задач:
проведение эксперимента по обновлению содержания и структуры общего образования;
освоение нового базисного учебного плана, включая его ученический компонент;
апробация новых учебников и учебных программ;
введение федеральных государственных образовательных стандартов и их национально-региональных компонентов;
разработка и реализация информационных технологий и новых методов обучения, включая дистанционные;
распространение развивающих педагогических технологий;
внедрение образовательных программ, ориентированных на формирование экономической, правовой, экологической, компьютерной, коммуникативной, психологической компетентностей;