Подпрограмма 4.4. Дошкольное детство
Анализ ситуации
За период с 1997 по 2001 год сеть дошкольных образовательных учреждений области сократилась на 165 учреждений, из них оказались закрытыми 94 ведомственных учреждения. На 1 января 2001 года 1308 образовательных учреждений реализуют в работе с детьми программы дошкольного образования. Из общего числа образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного возраста, 1186 бюджетных (90,6%) и 122 ведомственных (9,4%). В области действуют 945 детских садов, 106 образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста и 122 общеобразовательные школы имеют в своей структуре дошкольные группы.
За 2000 год увеличилось количество детей, посещающих детские сады, на 1,6 тыс. человек. Общий контингент детей дошкольного возраста в разных типах общеобразовательных учреждений составляет 107,6 тыс. человек. Охват детей от 1 года до 7 лет дошкольным образованием составляет 58%, что выше среднего показателя по России (50%).
Число дошкольных учреждений для детей с проблемами здоровья и коррекции развития увеличилось и составляет 330 учреждений; увеличился и контингент детей с проблемами здоровья в детских садах. На 1 января 2001 года года детские сады посещает 13,35 тыс. таких детей, из них 535 детей-инвалидов (41% от общего числа детей-инвалидов до 7 лет).
Департаментом организована разработка региональной программы для работы с неорганизованными детьми старшего дошкольного возраста.
Очередность на получение места для ребенка в дошкольном учреждении с 1998 года держится на уровне 8,1 - 8,4 тыс. человек. При этом по области остаются незанятыми 11,9 тыс. мест.
За последние три года возросло количество дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы нового поколения, с 260 (17% от общего числа детских садов) до 512, или 39,1% от общего количества.
Анализ деятельности органов управления образованием по организации системы дошкольного образования показал, что сегодня существует ряд проблем, которые требуют особого внимания: недостаточное финансирование образовательных учреждений и устаревание материальной базы учреждений; организация работы с детьми дошкольного возраста, не посещающими детские сады; создание системы работы с семьей, имеющей детей дошкольного возраста; организация рационального питания; предотвращение высокой заболеваемости детей дошкольного возраста; обеспечение дошкольных учреждений кадрами (психологами, педагогами- дефектологами, бухгалтерами).
Цель подпрограммы
Создание условий для массового и качественного дошкольного образования.
Задачи подпрограммы
Создание условий для реализации образовательных программ для 5-6-летних детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Обеспечение перехода на новые образовательные программы развивающего, оздоровительного, коррекционного характера.
Внедрение различных форм работы с детьми, не посещающими учреждения дошкольного образования.
Внедрение долевых схем финансирования образовательно-воспитательного процесса (бюджет) и затрат на содержание ребенка (родители) в дошкольных учреждениях.
Организация переподготовки работников дошкольных учреждений по вопросам использования информационных технологий.
Ожидаемые конечные результаты
Постепенное увеличение числа детей, приходящих в первый класс школы после прохождения соответствующих дошкольных подготовительных образовательных программ (до 60-80%).
Рост численности дошкольных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы нового поколения (50%).
Наличие во всех территориях области дошкольных образовательных учреждений, реализующих программы оздоровительного и коррекционного характера.
Разработка рекомендаций по организации различных форм работы с неорганизованными дошкольниками.
(Таблица с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию