Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» (с изменениями на 5 марта 2005 года)


1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ


В настоящее время образование становится наиболее динамичной сферой, способной активно влиять на развитие общества, формировать демократическое понимание целей и задач общественного развития. В этом проявляется важнейшая опережающая функция образования, позволяющая ему соответствовать долговременным объективным потребностям общества и усиливать действенность всех остальных, в том числе и экономических составляющих общественного прогресса. Для успешного осуществления этой функции требуется качественное обновление традиционной системы образования в направлении ее всесторонней гуманизации и гуманитаризации. Гарантией социального баланса, культурного и экономического развития региона станет преобладание среди жителей области людей, прошедших в системе образования процесс личностного, гражданского, культурного, профессионального становления.

В современном образовании назрела необходимость одновременного решения двух фундаментальных противоречивых задач. Одна связана со становлением свободной индивидуальности, способной к творчеству и к универсальному общению (решается в интересах человека и общества). Другая задача заключается в подготовке личности как носителя социальных функций, «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно адаптироваться в контекст современных цивилизационных процессов (решается в интересах производства и государства).

Если трудности решения первой задачи для России и региона идентичны тем проблемам, которые решают и другие страны, то решение второй задачи затрудняется традиционным опытом образования в условиях тоталитарного моноидеологического государства.

Образование в интересах человека и общества характеризуется отсутствием утилитарных целей, оно определяется современным уровнем знания и мышления, оно избыточно по отношению к сиюминутным потребностям общества. В этом его сила, и именно это делает образование ресурсом любого развития. Эталоны образования задаются научными школами, идеями великих мыслителей, подхваченными культурным сообществом. Они обеспечивают создание свободного культурного и интеллектуального ресурса, ориентированы на накопление и опережение.

Образование в интересах производства и государства прагматично, зависит от потребностей и конъюнктуры рынка. Функционирование и развитие региональной промышленности, науки, сельского хозяйства, политики и т.д. немыслимы без хорошо подготовленных, квалифицированных специалистов. Но квалификация и компетентность специалистов в современном мире - «скоропортящийся товар». Поэтому системы подготовки должны быть динамичны, подвижны, легко организуемы и реорганизуемы, они превращают свободный ресурс образования в потенциальную и быстро реализуемую энергию производства.

Рынок образовательных услуг, являясь категорией как экономической, так и социальной, культурной, должен учитывать не только текущие требования рынка труда, но работать на перспективу. Идея опережающего образования в этом случае означает, что уровень образования участников производства должен обеспечивать новый качественный этап развития самого производства. Реализация этой идеи обеспечивается опережающим уровнем образования населения и опережающей подготовкой кадров в регионе (прежде всего управленческих).

Влияние системы образования на регион носит стратегический характер. Основой прогрессивного развития региона, страны и всего человечества является сам Человек, его социальная позиция, здоровый образ жизни, многоплановая природосообразная деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность.

Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на воспитание самостоятельной личности. Реализация этой нормы, закрепленной в законе «Об образовании в Пермской области», предполагает коренную перестройку всей ее работы, содержания и методов преподавания, структуры учебных предметов, разрешение проблемы воспитания самих воспитателей.

Комплексно-целевой подход к решению проблемы модернизации системы образования региона требует конкретных изменений во всех ее звеньях, однако центральной фигурой практической педагогики остается учитель. Подготовка и переподготовка учителя, отвечающего целям опережающего образования, становится важной задачей государственной и региональной системы подготовки педагогических кадров. При всех общекультурных и психологических сложностях постановка проблемы целостности и ценности образования, осознание учителем его сокровенного педагогического смысла - первый и необходимый шаг на пути обновления системы образования.

Наряду с модернизацией содержания образования (прежде всего, общего) особый акцент предстоит сделать на методологии развивающего образования, освоении учениками способов осуществления различных форм культуры и деятельности, знаний и ценностей. Именно способ деятельности формирует личность. Все последние годы образовательная система региона ориентируется не столько на усвоение знаний, сколько на овладение способами этого усвоения: способами мышления, осмысления и решения проблем, на развитие познавательных возможностей и творческого потенциала учащихся.

Предполагается последовательно преодолевать монологичность и обезличенность, устранять односторонность образования, преобразовывать его в диалогический процесс, преодолевая разрыв с практикой. Это позволит добиться повышения уровня исполнительской и технологической культуры учащегося, формирования его компетентностей, освоения позиции субъекта образовательного процесса, в котором все более целенаправленно и эффективно будут развиваться его способности к самоорганизации и самоактуализации. Образование должно подготовить основу непрерывного самообразования человека.

Основанием, сердцевиной и одновременно важнейшим условием существования гуманистического образования является свобода личности во всех формах ее существования (творческая, гражданская, правовая, свобода самоопределения). Перед современным учителем стоит задача освоения прав и свобод человека (ребенка), перевоспитания самого себя, т.е. осмысления собственных ценностей, идеалов, освоения нравственных и правовых норм, преодоления предрассудков и т.д., чтобы быть готовым содействовать преобразованию «человека умелого» в «человека одухотворенного», что, в свою очередь, невозможно без овладения ценностями культуры.

В многонациональном Пермском регионе, находящемся на стыке Европы и Азии, обладающем богатейшими культурно-историческими традициями, потенциалом цивилизованного развития, образование необходимо развивать в трехмерном социально-историческом пространстве национальной (этнической), общероссийской и мировой культуры с выходом на активное сохранение и созидание региональной культуры как естественной среды жизнедеятельности личностей, групп, регионального сообщества в целом. Этот диалог культур предстает важным компонентом социального развития региона и гармонизации межнациональных отношений, воспитания толерантности.

Мировая тенденция в развитии образования  его демократизация, предусматривающая наряду с другими аспектами удовлетворение образовательных потребностей различных социальных групп, слоев, культурных сообществ. В регионе необходимо создавать условия для общественной и частной образовательной инициативы, для педагогической самостоятельности и учительского творчества. Это поможет выявлению, формированию и удовлетворению различных дифференцированных социальных заказов общему и профессиональному образованию региона, что будет способствовать реальному складыванию государственно-общественной системы управления образованием. В этих целях требуется последовательно проводить политику поощрения общественных групп, объединений и организаций, различных фирм и предприятий, имеющих реальные рычаги влияния на деятельность образовательных структур и поддерживающих их в финансовом, организационном, материальном и других отношениях.

Особый акцент необходимо сделать на формировании правовой культуры учащегося, имеющего, осознающего свои права и умеющего добиваться уважения к ним. Речь идет не о традиционно понимаемом  правовом образовании, а о комплексном подходе в формировании правового пространства, в котором развивается личность ученика и которое только и способно воспитать свободного человека, последовательно защищающего свои права и не посягающего на права другого. Только такой человек может стать носителем идеи правового государства и открытого гражданского общества.

Удивительно разнообразная, сложная по своей структуре и экологически уязвимая природа Западного Урала с уникальными геологическими, географическими, биологическими системами, с которыми человек находится в напряженных отношениях, побуждает обратить серьезное внимание на развитие единства человека и природы и требует разработки экологических аспектов образования.

Система образования совместно с иными системами духовной сферы станет базой информационного постиндустриального гражданского общества. Столь глубокие изменения во всей их полноте невозможно провести на уровне отдельных образовательных учреждений. Они могут быть достигнуты только как результат планомерных, последовательно и настойчиво осуществляемых усилий всей региональной системы образования и на всех ее уровнях: региональном, муниципальном, институциональном, локальном.

Разработка программы развития образования в начале нового XXI века неизбежно предполагает построение перспективной региональной образовательной политики. Такая политика может быть направлена на становление в регионе «образовательного общества», когда:

образование по своей мощности и по своему качеству обеспечивает восходящее воспроизводство общественного потенциала - науки, культуры и образования, опережающее научно-техническое развитие производства, социально-экономические и экологические изменения;

образование как социальная система не замыкается системой образовательных учреждений, а направленно развивается в своих пределах и влияет на общество в целом; функция дополнительного образования уже становится ведущей функцией фирм, поскольку интеллектуальный ресурс является важнейшим фактором конкуренции;

образование становится ведущим механизмом в решении правовых, экологических и экономических проблем;

образование становится непрерывным образовательно-педагогическим производством человека как субъекта культуры, свободного гражданина и творческой личности (индивидуальности);

образование соединяется со средствами массовой информации, формируя образовательно-информационные массовые системы.

Генеральная цель управления - создание условий для системного проведения упомянутых преобразований во всех основных элементах и структурах системы образования региона.

Стратегия управления - улавливать, адекватно оценивать, прогнозировать и стимулировать развитие уже наметившихся позитивных тенденций, а также поддерживать (организационными действиями, необходимыми ресурсами) инициативы и активности, идущие «снизу», отвечающие направлениям, целям и ценностям данной Программы, инициировать те преобразования, которые в наибольшей степени обеспечат новое качество развития региональной системы образования.