Недействующий

Об областной целевой программе «Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы» (с изменениями на 5 марта 2005 года)

Подпрограмма 4.8. Управление системой образования


     Анализ ситуации


Система образования региона обладает характеристиками  сложной социально-педагогической системы с высокой степенью неравномерности развития. Наряду с такими уникальными по сложности системами, как система образования г. Перми, такими развитыми, как в городах Чайковский, Березники и некоторых других, региональная система образования включает и немало отдаленных сельских районов, не отличающихся развитием как производительной, так и социальной сфер, в том числе и образовательной.

Развитие происходит и будет происходить в условиях дефицита финансовых и материально-технических ресурсов. Следовательно, основной ресурс развития - человеческий: наличная и потенциальная профессиональная культура кадров образования, повышение уровня целесообразности деятельности во всех структурах и звеньях системы, совершенствование социально-психологических методов управления, стимулирование механизмов саморазвития творческого потенциала педагогических коллективов и др.

Идея общественно-государственного управления образованием в планируемой данной Программой перспективе перемещается в плоскость практической реализации. Эта идея не только актуализирована общественным сознанием, но и заявлена на государственном уровне:

«…государство в сфере образования призвано обеспечить расширение участия общества в управлении образованием» («О национальной доктрине образования в Российской Федерации)

«…формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием; совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования» («Федеральная программа развития образования»).

Фактически намечен курс на постепенное преодоление абсолютной государственной монополии на образование (в соответствии с европейской и общемировой демократической традицией), на преодоление наследия государственно- бюрократической системы  управления им.

Перед управлением системой образования всех уровней стоит парадоксальная, на первый взгляд, задача: способствовать формированию объединений граждан (родителей, общественных деятелей, представителей местного сообщества, бизнеса и др.), которые выступали бы партнерами (а иногда и оппонентами) государственных (ведомственных) органов управления образованием.

Перераспределение объемов власти имеет сильные позитивные моменты и для государственных органов управления. Во-первых,  это означает и  перераспределение ответственности (она делится с общественными организациями).

Во-вторых, снижаются нагрузки на ведомственные органы управления (в частности, возникают возможности рационализации штатов на всех уровнях управления и, соответственно, уменьшения государственных расходов по этой статье). В-третьих, ожидается повышение эффективности управления системой образования (повышение гибкости, реактивности, адаптивности) за счет активного развития ресурса самоорганизации системы.

     Цель подпрограммы


Создание условий усиления общественно-государственной составляющей управления образованием.

     Задачи подпрограммы


Разработка содержания, методов, форм мониторинга и управления качеством образования.

Дифференциация управленческих полномочий по вертикали на всех уровнях управления (от руководства департамента образования Пермской области до администрации образовательного учреждения).

Трансформация системы управления в общественно-государственную путем  реального включения местного сообщества, родителей, бизнеса в управление образованием.

Снижение объемов директивно-административного управления, изменение характера ведомственного управления образованием (усиление акцента на осуществлении функции координации).


     Ожидаемые конечные результаты:


Рационализация расходования бюджетных ресурсов, выделяемых на нужды образования; устойчивый рост притока внебюджетных средств.

Формирование условий для участия общества в управлении образованием путем создания:

системы попечительских советов (образовательных учреждений, муниципальных образований и т.п.);

фондов поддержки образования, аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;

профессиональных сообществ  и общественных организаций, привлекаемых к решению вопросов в сфере образования на региональном и муниципальном уровнях.     

(Таблица с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию