Подпрограмма 4.8. Управление системой образования
Анализ ситуации
Система образования региона обладает характеристиками сложной социально-педагогической системы с высокой степенью неравномерности развития. Наряду с такими уникальными по сложности системами, как система образования г. Перми, такими развитыми, как в городах Чайковский, Березники и некоторых других, региональная система образования включает и немало отдаленных сельских районов, не отличающихся развитием как производительной, так и социальной сфер, в том числе и образовательной.
Развитие происходит и будет происходить в условиях дефицита финансовых и материально-технических ресурсов. Следовательно, основной ресурс развития - человеческий: наличная и потенциальная профессиональная культура кадров образования, повышение уровня целесообразности деятельности во всех структурах и звеньях системы, совершенствование социально-психологических методов управления, стимулирование механизмов саморазвития творческого потенциала педагогических коллективов и др.
Идея общественно-государственного управления образованием в планируемой данной Программой перспективе перемещается в плоскость практической реализации. Эта идея не только актуализирована общественным сознанием, но и заявлена на государственном уровне:
«…государство в сфере образования призвано обеспечить расширение участия общества в управлении образованием» («О национальной доктрине образования в Российской Федерации)
«…формирование системы демократического, государственно-общественного управления образованием; совершенствование взаимодействия государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в области развития системы образования» («Федеральная программа развития образования»).
Фактически намечен курс на постепенное преодоление абсолютной государственной монополии на образование (в соответствии с европейской и общемировой демократической традицией), на преодоление наследия государственно- бюрократической системы управления им.
Перед управлением системой образования всех уровней стоит парадоксальная, на первый взгляд, задача: способствовать формированию объединений граждан (родителей, общественных деятелей, представителей местного сообщества, бизнеса и др.), которые выступали бы партнерами (а иногда и оппонентами) государственных (ведомственных) органов управления образованием.
Перераспределение объемов власти имеет сильные позитивные моменты и для государственных органов управления. Во-первых, это означает и перераспределение ответственности (она делится с общественными организациями).
Во-вторых, снижаются нагрузки на ведомственные органы управления (в частности, возникают возможности рационализации штатов на всех уровнях управления и, соответственно, уменьшения государственных расходов по этой статье). В-третьих, ожидается повышение эффективности управления системой образования (повышение гибкости, реактивности, адаптивности) за счет активного развития ресурса самоорганизации системы.
Цель подпрограммы
Создание условий усиления общественно-государственной составляющей управления образованием.
Задачи подпрограммы
Разработка содержания, методов, форм мониторинга и управления качеством образования.
Дифференциация управленческих полномочий по вертикали на всех уровнях управления (от руководства департамента образования Пермской области до администрации образовательного учреждения).
Трансформация системы управления в общественно-государственную путем реального включения местного сообщества, родителей, бизнеса в управление образованием.
Снижение объемов директивно-административного управления, изменение характера ведомственного управления образованием (усиление акцента на осуществлении функции координации).
Ожидаемые конечные результаты:
Рационализация расходования бюджетных ресурсов, выделяемых на нужды образования; устойчивый рост притока внебюджетных средств.
Формирование условий для участия общества в управлении образованием путем создания:
системы попечительских советов (образовательных учреждений, муниципальных образований и т.п.);
фондов поддержки образования, аккумулирующих средства юридических и физических лиц и направляющих их на решение конкретных проблем данной сферы;
профессиональных сообществ и общественных организаций, привлекаемых к решению вопросов в сфере образования на региональном и муниципальном уровнях.
(Таблица с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию