Подпрограмма 4.2. Эксперимент по введению единого государственного экзамена
Анализ ситуации
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования, одобренных Государственным Советом и Правительством Российской Федерации, является переход на совмещение выпускных экзаменов в средней школе и вступительных испытаний в вузы, который планируется осуществить в рамках единого государственного экзамена.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 16.02.2001 № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» Министерству образования Российской Федерации поручено провести эксперимент в 2001-2003 годах. Наш регион планирует включиться в федеральный эксперимент в 2003 году.
Переход на систему единого государственного экзамена включен в Программу действий областной администрации по выполнению предвыборных обещаний губернатора области (раздел «Социальная сфера», подраздел «Образование»).
Пермская область в течение ряда лет разрабатывает и реализует систему управления качеством образования, имеет опыт создания и эксплуатации тестовых технологий, использования компьютерной техники в образовательной деятельности и управлении, проведения совмещенных экзаменов с вузами, широко распространила централизованное тестирование, разработки технологий и процедур аттестации и т.п.
В минувшем учебном году был проведен региональный эксперимент по использованию тестовых технологий в ходе государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов. В ходе эксперимента все выпускники (более 3700 человек) всех школ (около 100) 9 территорий области сдавали все экзамены по выбору (10 предметов) по контрольно-измерительным материалам Центра тестирования Министерства образования Российской Федерации, используемым при централизованном аттестационном тестировании. Данная процедура была осуществлена в июне 2001 года в сроки итоговой аттестации в полном соответствии с нормативными документами Министерства образования Российской Федерации (сочинение и алгебра и начала анализа сдавались в установленной письменной форме в установленные сроки).
Эксперимент не только показал преимущества такой формы контроля обученности как весьма технологичной и объективной, но и снял целый ряд опасений у детей, родителей и педагогов. Необходимо продолжить работу по созданию региональной системы объективной оценки качества подготовки выпускников для обеспечения равных возможностей продолжения учебы в учреждениях профессионального образования.
Цель подпрограммы
Подготовка системы образования Пермской области к введению единого государственного экзамена.
Задачи подпрограммы
Проведение регионального эксперимента по использованию тестовых технологий в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х и 9-х классов.
Создание в регионе структуры (центра оценки качества образования), осуществляющей независимый контроль качества образования на основе единой нормативной правовой и методической базы, унифицированных методик, критериев и средств оценки.
Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по вопросам квалиметрии и тестовых технологий.
Координация работы с учреждениями высшего и среднего профессионального образования по вопросам оценки качества подготовки выпускников и введению единого государственного экзамена.
Ожидаемые конечные результаты
Создание независимой системы аттестации и оценки качества образования на основе деятельности соответствующего структурного подразделения.
Использование тестовых технологий при аттестации выпускников 11-х классов (в 2002 году - 30% всех выпускников, в 2003 - 50%, в 2004 - 75%, в 2005 - 100%).
Использование тестовых технологий при аттестации выпускников 9-х классов (до 75% выпускников к 2005 году).
Подключение к системе тестирования учреждений среднего профессионального (педагогического) образования, других учреждений данного типа.
Осуществление перехода на единый государственный экзамен с учреждениями высшего профессионального образования (при условии правительственного решения по данному вопросу).
(Таблица с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию