Подпрограмма 4.5. Повышение эффективности воспитательных и
социально- реабилитационных функций системы образования
Анализ ситуации
Последние десять лет воспитание детей и молодежи реализуется в сложных экономических и политических условиях. Разрушаются нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей.
Глубокие кризисные явления, охватившие общество в начале 90-х годов, негативно повлияли на состояние воспитательной работы в образовательных учреждениях. В учреждениях области принимаются меры для восстановления воспитательных функций образования в новых условиях, формируются различные модели воспитательных систем, объединяющих воспитание, обучение, развитие личности ребенка.
Создание и развитие воспитательных систем учреждений образования имеет социальное значение в современных условиях, когда закрываются ведомственные клубы, учреждения культуры, спорта.
В дополнительном образовании осуществляется переход от информационного типа к креативному, предназначенному развивать мотивацию детей к познанию и творчеству. Дополнительное образование становится неотъемлемой и самоценной частью системы непрерывного образования. Решая задачу создания региональной системы поиска и развития одаренных детей, учреждения дополнительного образования активизировали работу по поддержке интеллектуального творчества и учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Сегодня перед образовательными учреждениями встает целый ряд обострившихся социальных проблем, решение которых чрезвычайно важно и необходимо для всего региона. К ним можно отнести рост числа детей, уходящих из семьи, и как следствие - значительное количество беспризорных детей и подростков. Такое положение вещей сопровождается ростом числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Вызывает тревогу распространение алкоголизма, наркомании, СПИДа среди учащейся молодежи. Повышенного внимания требуют дети с особыми проблемами в развитии - дети-сироты, дети - инвалиды, больные дети.
Цель подпрограммы
Восстановление воспитательной и социально-реабилитационной функции образования.
Задачи подпрограммы
Расширение состава субъектов воспитания, координация совместной воспитательной деятельности учреждений образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов, общественных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов.
Подготовка и издание образовательных программ нравственно-этического воспитания, антиалкогольного и антинаркотического содержания и направленности.
Разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно- педагогической помощи семьям.
Создание условий получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые конечные результаты
Создание комплексных воспитательных систем в образовательных учреждениях.
Расширение спектра образовательных программ в дополнительном образовании детей.
Реализация программ нравственно-этического и полового воспитания, антиалкогольного и антинаркотического содержания и направленности.
Реализация мер по профилактике безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма.
Создание уполномоченных служб по работе с семьей, предупреждению социального сиротства, совершенствованию форм защиты личных имущественных прав несовершеннолетних.
Разработка педагогических средств, коррекционных и реабилитационных технологий, использование дистанционного обучения для работы с больными детьми и инвалидами.
(Таблица с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 30 октября 2003 года № 1068-216) См. старую редакцию