В Пермской области проживает около 600 тысяч семей с детьми.
В социально-экономическом положении семей наблюдаются следующие основные негативные тенденции:
рост числа семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, на 59%;
увеличение количества неполных семей (44% с тенденцией роста);
уменьшение числа браков, рост количества разводов (67 разводов на 100 браков).
Указанные социально опасные процессы являются непосредственной причиной распространенности девиаций в детской и подростковой среде, существенной деградации морально-этических общественных норм.
Вместе с тем в области отсутствует целостная управленческая система, позволяющая формировать и осуществлять комплексную, обоснованную семейную политику, направленную на улучшение жизнедеятельности семьи, создание благоприятных условий реализации базовых функций семьи.
Основной проблемой является отсутствие межведомственных управленческих механизмов, позволяющих избежать дублирования и «параллелизма» в работе с семьей различных ведомств и организаций.
Информационно-аналитическая и статистическая базы по проблемам семьи имеют разобщенный характер, научные исследования по семейной тематике фрагментарны, отсутствует практика государственного заказа на данные научные разработки.
Несовершенен механизм координации и партнёрства государственного и общественного секторов с целью комплексного решения проблем семьи. Недостаточно целенаправленно осуществляется работа по распространению положительного опыта воспитания и взаимоотношений в семье. Несовершенен механизм взаимодействия образовательных учреждений с семьей. Требует своего развития инфраструктура семейного досуга и поддержки различных форм семейного творчества, распространения интересных семейных традиций.
Нормативная база и региональная концепция семейной политики, направленные на улучшение положения семьи, нуждаются в правовой экспертизе и обновлении. Отсутствует практика экспертизы вновь принимаемых законов и нормативных актов с точки зрения социально-экономических интересов семьи и детства.
Социальная инфраструктура услуг, обеспечивающих жизнедеятельность семьи и детей в различных территориях области развивается неравномерно, «не привязана» к реальной социально-демографической ситуации. В системе исполнительных государственных органов власти не выделено специальное управленческое «звено», призванное формировать и координировать семейную политику в области.
Не разработана система критериев и показателей семейной политики. Социальные и финансовые нормативы минимальной бюджетной обеспеченности нуждаются в дальнейшей доработке и обосновании. В соответствии с федеральными социальными нормативами (1 учреждение на 5-10 тысяч детского населения) в области должно действовать 95 специализированных учреждений для семьи и детей, а в настоящий момент работают только 24 учреждения.