Об областной целевой программе «Пожарная безопасность
на территории Пермской области» на 2002-2005 годы
(с изменениями на 12 марта 2004 года)
______________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Пермской области от 12 марта 2004 года № 1285-266
______________________________________________
Принят Законодательным Собранием
Пермской области 21 февраля 2001 года
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу «Пожарная безопасность на территории Пермской области» на 2002 - 2005 годы (прилагается).
Статья 2.
Объем финансирования областной целевой программы «Пожарная безопасность на территории Пермской области» на 2002 - 2005 годы определять ежегодно при формировании областного бюджета и отражать отдельной строкой в законе о бюджете на соответствующий год.
Объемы финансирования на строительство объектов государственной противопожарной службы определяются ежегодно при формировании бюджета строительства объектов социальной инфраструктуры.
Оборудование, машины и механизмы, здания и сооружения, приобретаемые или построенные за счет средств областного бюджета при реализации настоящей Программы, находятся в областной государственной собственности.
Статья 3.
Администрации области отчет о ходе выполнения Программы представлять Законодательному Собранию Пермской области и Контрольно-счетной палате Пермской области по результатам работы за каждый календарный год.
Статья 4.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермской области
Ю.П.Трутнев
Областная целевая Программа
«Пожарная безопасность на территории Пермской области»
на 2002-2005 годы
Содержание
Паспорт Программы 3
Раздел 1. Обоснование необходимости разработки Программы 5
Раздел 2. Цели и задачи Программы 6
Раздел 3. Основные направления Программы 6
Раздел 4. Правовое обеспечение 7
Раздел 5. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации программных мероприятий 7
Раздел 6. Перечень мероприятий областной целевой Программы, финансируемых из областного бюджета 8
Раздел 7. Финансовые потребности на реализацию Программы 15
Раздел 8. Механизм реализации и контроля за выполнением программных мероприятий 16
(с изменениями, внесенными Законом Пермской области от 12 марта 2004 года № 1285-266)
Наименование Программы
| Областная целевая программа «Пожарная безопасность на территории Пермской области» на 2002-2005 годы | ||||
Основание для разработки Программы | Распоряжение губернатора области от 16.04.2001 № 209-р «О разработке проекта целевой Программы пожарной безопасности Пермской области на 2002- 2005 годы» | ||||
Цель Программы | Стабилизация обстановки с пожарами, снижение до среднероссийских показателей количества пожаров и погибших на них людей из расчета на численность населения, укрепление материально-технической базы, обеспечение социальной защиты личного состава | ||||
Государственный заказчик | Администрация Пермской области | ||||
Исполнитель | Управление Государственной противопожарной службы | ||||
Сроки реализации Программы | 2002 - 2005 годы | ||||
Основные программные мероприятия | 1. Предупреждение пожаров. 2. Совершенствование организации тушения пожаров и проведения работ по спасению пострадавших. 3. Укрепление кадров и социальная защита личного состава. 4. Мероприятия по мобилизационной работе и противопожарной службе гражданской обороны. 5. Строительство объектов пожарной охраны. | ||||
Ожидаемые конечные результаты реализации | В результате выполнения мероприятий первого раздела Программы предполагается снизить количество пожаров, происходящих по причине неосторожного обращения с огнем и от технических причин, на 5-10%. Реализация мероприятий второго раздела приведет к снижению среднего ущерба на 1 пожар, к недопущению крупных пожаров с тяжелыми последствиями. Реализация мероприятий по мобилизационной работе и противопожарной службе гражданской обороны даст возможность увеличить срок эксплуатации пожарной техники, зданий и вещевого имущества, предусмотренного на военное время. Реализация всех мероприятий Программы позволит повысить противопожарную защиту населенных пунктов и объектов в области и достичь в борьбе с пожарами уровня среднероссийских показателей (количества пожаров и погибших на них людей из расчета на численность населения). | ||||
«Объем и источники финансирования | Всего 2002-2005 годы |
| |||
в том числе: в 2002 году |
| ||||
в том числе: в 2004 году |
| ||||
Механизм реализации и контроля за выполнением программных мероприятий | Представление отчета о выполнении Программы в отдел по работе с административными органами и военнослужащими аппарата администрации области за полугодие; ежегодное рассмотрение хода исполнения Программы Законодательным Собранием области |
Последние пять лет в населенных пунктах и на объектах Пермской области обстановка с пожарами остается сложной. Ежегодно происходит в среднем более 4 тысяч пожаров, на которых погибает около 400 человек и травмируется 300 человек. Наметилась тенденция роста числа погибших на пожарах (1997 г. - 346 погибших, 2000 г. - 404 человека) и она превышает среднероссийский показатель количества пожаров и погибших на них людей из расчета на численность населения, а также показатели многих республик и областей Приволжского федерального округа.
Год | Кол-во погибших в Пермской области, человек | Кол-во погибших на 10 тысяч населения | |||
|
| в Пермской области | Башкортостан | Удмуртия | по России |
1996 | 444 | 1,47 | 0,74 | 1,04 | 1,07 |
1997 | 346 | 1,14 | 0,68 | 0,77 | 0,94 |
1998 | 353 | 1,18 | 0,63 | 0,88 | 0,93 |
1999 | 365 | 1,21 | 0,61 | 0,8 | 1,01 |
2000 | 404 | 1,34 | 0,75 | 0,99 | 1,11 |
1 полу-годие 2001 | 211 (рост на 4,46%) | 0,75 | 0,34 | 0,59 | 0,60 |
Только за 6 месяцев 2001 года в области произошло 2036 пожаров, что на 4,68% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Потери от пожаров составили около 50 млн.рублей. Пожарами уничтожено 865 строений (+13,7% по сравнению с прошлым годом), кормов 198 тонн (рост в 4,8 раза), 65 единиц техники (увеличение на 6,56%).
Рост погибших и травмированных на пожарах людей указывает на явную недостаточность осуществляемых ГПС пропагандистских мер. Как следствие этого повсеместная неграмотность населения в предупреждении пожаров и поведении в случае их возникновения. Подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, так как система мер по противопожарной пропаганде и обучению неэффективна. В результате для большинства граждан пожар представляется маловероятным событием, что приводит к нарушению требований пожарной безопасности и пожарам, происходящим по причине так называемого «человеческого фактора».
Материальная база подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств федерального и областного бюджета, не отвечает современным требованиям. На протяжении последних 6 лет подразделениям, содержащимся за счет федерального бюджета, выделяются средства только на заработную плату, без учета приобретения ГСМ, а также расходов на обновление и эксплуатацию пожарной техники и пожарно-технического вооружения.
Благодаря значительной помощи, оказанной администрацией области в 1999-2001 годах, представилась возможность произвести замену машин семидесятых годов выпуска. Однако несмотря на принятые меры оснащенность подразделений ГПС пожарной техникой составляет всего 85% к положенному по штату (некомплект 40 автомобилей). Подлежит списанию (срок эксплуатации более 10 лет) 101 единица автомобилей (49%). С учетом того, что срок эксплуатации пожарных автомобилей составляет 10 лет, в ходе реализации Программы, необходимо заменить примерно 10% автомобилей от числа, имеющихся в наличии.
Для защиты органов дыхания личного состава необходимо приобрести 350 аппаратов на сжатом воздухе с учетом списания аппаратов сроком эксплуатации более 10 лет и 24 воздушных компрессора.
Существующая система обучения в пожарно-технических учебных заведениях не в состоянии в полной мере обеспечить подготовку специалистов (особенно с высшим образованием) в необходимом количестве. В настоящее время более 50% начальников отрядов и пожарных частей не имеет высшего специального образования.
Развитие строительства в области последние годы шло без учета обеспечения надежной противопожарной защиты населенных пунктов. Количество и техническое состояние имеющихся пожарных депо не отвечает нормативным требованиям. Обеспеченность подразделений ГПС пожарными депо составляет 49%. Требуется построить 87 пожарных депо. Находятся в технически неудовлетворительном состоянии 10 зданий, требует технической реконструкции 11 и капитального ремонта 15 зданий пожарного депо населенных пунктов. Средний процент износа зданий пожарных депо составляет 43%.
Целью Программы является стабилизация обстановки с пожарами и достижение среднероссийских показателей количества пожаров и погибших на них людей из расчета на численность населения.
Для ее достижения необходимо решение следующих основных задач:
повышение боеготовности пожарной охраны посредством подготовки специалистов пожарной охраны и доукомплектования подразделений пожарной охраны необходимым оборудованием, снаряжением и замена пожарно-технического вооружения, выработавшего нормы износа;
совершенствование противопожарной пропаганды путем повышения качества передач, увеличения эфирного времени и количества цикловых передач;
строительство, реконструкция, ремонт объектов ГПС для обеспечения условий нормального функционирования пожарной охраны;
укрепление кадров и социальная защита личного состава.
1. Предупреждение пожаров:
совершенствование противопожарной пропаганды;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
улучшение качества установления причин пожаров;
организация проверки противопожарного состояния жилых домов;
активизация работы органов местного самоуправления по реализации обязанностей в области пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным Законом «О пожарной безопасности».
2. Совершенствование организации тушения пожаров и проведение работ по спасению пострадавших:
замена выработавших норм износа и доукомплектование пожарной техникой и оборудованием, пожарным снаряжением и огнетушащими веществами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания и специальной связи, управления, подразделений ГПС;
приобретение устройства импульсного пожаротушения.
3. Укрепление кадров и социальная защита личного состава:
организация обучения: в Екатеринбургском филиале Академии МВД РФ; на строительном факультете Пермского государственного технического университета группы студентов по специальности - «пожарная безопасность»;
укрепление материально-технической базы учебного центра и его филиалов для качественного обучения личного состава ГПС.
4. Мероприятия по мобилизационной работе и противопожарной службе гражданской обороны:
обеспечение личного состава средствами защиты кожи, приборами радиационной, химической разведки, химического контроля, приобретение инженерного имущества для подразделений с целью повышения готовности службы к тушению пожаров на химически-, радиационно-, биологически опасных объектах экономики области и противопожарному обеспечению при ликвидации аварий, ЧС с использованием техники длительного хранения.
5. Строительство объектов ГПС:
строительство зданий пож. депо в городах Александровск, Губаха, Чернушка, в селе Нердва Карагайского района, в пос. Верхняя Курья города Перми и крытого служебно-спортивного комплекса УГПС в городе Перми.
строительство опорного пункта тушения крупных пожаров с учебным центром, общежитием и газовой котельной в г.Перми;
приобретение здания и его реконструкция под пожарное депо взамен аварийного в с.Елово;
реконструкция пожарных депо в городах Красновишерске, Чердыни, Очере, Чусовом, Горнозаводске.