Основные направления развития
информатизации системы образования и науки
Пермской области на 2001-2005 годы
1. Состояние и предпосылки развития информатизации
образования и науки
В настоящее время системой образования и науки Пермской области накоплен значительный опыт в решении проблем информатизации.
Подготовку специалистов по информатике, информационным технологиям и телекоммуникациям успешно ведут 7 высших (по 17 специальностям) и 13 средних профессиональных учебных заведений (по 6 специальностям). Учреждения профессионального образования обладают значительным потенциалом вычислительной и телекоммуникационной техники. Созданные спутниковые каналы до Москвы (Пермский государственный университет), до Санкт-Петербурга (Пермский государственный технический университет), высокоскоростной канал передачи данных до Екатеринбурга (Институт механики сплошных сред УрО РАН) обеспечивают опорную связь с различными телекоммуникационными сетями и системами России и зарубежных стран. До 90% средних (полных) школ региона оснащено компьютерными классами.
В области разработана и реализуется целевая комплексная программа информатизации общего образования, создан региональный образовательный стандарт Пермской области по информатике, издан ряд учебников пермских авторов по информатизации для высших учебных заведений и общеобразовательных школ, получивших гриф Минобразования Российской Федерации.
В области отлажена система распространения педагогической информации. Функционирует телекоммуникационная сеть областного центра педагогической информации, создан электронный банк педагогической информации. С 1997 года работает областное высшее учебное заведение - Пермский региональный институт педагогических информационных технологий.
Комплексному решению вопросов способствует деятельность координационного совета по информатизации образования и науки при департаменте образования и науки и совете ректоров вузов Пермской области.
2. Общие положения и принципы
Основной целью развития информатизации системы образования и науки Пермской области является создание и обеспечение функционирования единого регионального информационного научно-образовательного пространства (далее - ЕРИНОП), ориентированного на интеграцию имеющихся в регионе средств информатизации в системе образования и науки. Базовый элемент информационного пространства составляет региональная распределенная информационная система образования и науки.
В качестве основных научно-методических принципов при создании и функционировании ЕРИНОП используются:
1. Принцип комплексного подхода к проблеме информатизации образования и науки региона:
научно обоснованное определение исходного состояния процесса информатизации образования и науки региона;
управление этим процессом на основе программно-целевого подхода, предусматривающим этапность в реализации поставленных задач;
кооперация всех лиц (ученых, работников органов управления образованием, педагогов-практиков и т.д.), заинтересованных в проблеме информатизации образования и науки региона.
2. Принцип приоритета государственности при построении ЕРИНОП:
обеспечение, в первую очередь, интересов государственных и муниципальных учреждений образования и науки региона и государственных, муниципальных и государственно-общественных органов управления образованием и наукой области;
обеспечение рационального подхода к формированию и развитию единого информационного пространства Пермской области с учетом создания и развития телекоммуникационной сети органов государственной власти области;
осуществление возможности взаимодействия телекоммуникационной сети системы образования и науки с телекоммуникационной сетью органов государственной власти региона.
3. Принцип обеспечение равных условий объединения существующих локальных вычислительных сетей и информационных ресурсов системы образования и науки региона.
4. Принцип системного построения ЕРИНОП:
создание на уровне региона новых организационных структур, обеспечивающих организацию и функционирование ЕРИНОП как минимум на трех уровнях: региональном, субрегиональном, уровне образовательного (научного) учреждения; обеспечение их связей и взаимодействия;
открытость, наличие информационных обменов и возможность органичного вхождения ЕРИНОП в информационное пространство России и мирового сообщества.
5. Принцип гуманистической направленности ЕРИНОП:
оперативность и достоверность информации, доступность необходимой информации пользователю любого уровня на любом удобном пользователю виде носителей;
образовательно-воспитательная направленность информационных массивов;
возможность респондентов ЕРИНОП не только потреблять информацию, но и поставлять ее;
возможность образовательного, профессионального, культурного, научного роста респондентов ЕРИНОП.
6. Принцип соответствия уровня запросов к информационной системе содержанию и глубине ответов на них:
наличие в ЕРИНОП механизмов, способных максимально удовлетворить информационную потребность пользователя;