Особое положение Санкт-Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города. Поэтому кроме мер первого направления, способствующих в равной степени развитию всех видов хозяйственной деятельности, Стратегический план предусматривает особое внимание к нескольким ключевым кластерам (группам) производств, имеющим в Санкт-Петербурге наилучшие возможности для развития. Полная реализация этих возможностей обеспечит прорыв передовых секторов экономики города в постиндустриальную экономику ведущих европейских стран. Одновременно город станет связующим звеном между крупнейшими мировыми рынками, плацдармом для выхода на них внутренних регионов России.
Глобализация экономики, вызвавшая обострение международной конкуренции, привела к тому, что стабильное развитие становится возможным, только если хозяйство города конкурентоспособно по мировым стандартам. Это залог успеха и на внешнем, и на внутреннем рынках. Городу нужна четко выраженная международная специализация, позволяющая экспортировать товары и услуги, производить импортозамещающие продукты. Санкт-Петербург, ориентированный на открытую экономику, имеет несколько групп отраслей, определяющих его функции в российском и международном разделении труда. Их развитие стало одним из направлений Стратегического плана.
К числу ключевых в данном периоде отнесены: а) отрасли, обеспечивающие транспортно-торговые функции (порт, аэропорт, железная дорога, речной транспорт, автотранспорт, склады, обработка грузов, таможня, ремонт, оптовая торговля); б) некоторые промышленные отрасли; в) отрасли, обеспечивающие реализацию культурно-туристского потенциала города (культура, гостиничное хозяйство, сфера обслуживания); г) комплекс науки, образования и инновационной деятельности; д) телекоммуникационно-информационный комплекс.
Через порты Балтики проходит огромный поток внешнеторговых грузов из России в Западную Европу, США, Канаду, Южную Америку. Здесь же обрабатываются транзитные грузы из Японии и Юго-Восточной Азии. Сегодня большая часть этого потока идет через порты стран Балтии и Финляндии (например, 74% российского контейнерного грузопотока). Стратегическая цель - усиление внешнеторговых и транспортных функций, переключение в Санкт-Петербург потока российских грузов и развитие внешнеторговых, промышленных и транспортных функций обслуживания этого потока. Эта цель может быть достигнута только в острой конкуренции с другими транспортными узлами региона. Причем задача не только в том, чтобы увеличить объемы собственно транспортной работы. Гораздо больший эффект в смысле роста доходов и занятости может дать обслуживание потока. Например, организация бондовых и консигнационных складов предпродажного хранения массовых экспортных грузов позволила бы перевести в Санкт-Петербург заключение внешнеторговых сделок, получать стабильный доход от хранения, подработки и отгрузки, а также от обслуживания этих сделок банками и страховыми компаниями.
Успешной конкуренции мешает несовершенство налогового, таможенного законодательства, неразвитость инфраструктуры, а также низкое качество обслуживания и хранения грузов, длинные сроки документооборота и процедуры досмотра. Многие проблемы возникают на стыке различных видов транспорта. В городе недостаточно согласованно действуют более 15 органов управления транспортной деятельностью федерального и городского уровней.
Для усиления внешнеторговых и транспортных функций Стратегический план предлагает добиться принятия на федеральном уровне ряда решений, касающихся нормативно-правовой базы транспортной деятельности, налогообложения порта, стивидорных компаний и услуг морских перевозчиков, снижения таможенных пошлин и ускорения оформления документов, расширения самостоятельности морских администраций. Создание координационного Совета транспортного узла и системы логистических центров (логистической зоны) облегчит решение межотраслевых проблем. Наведение порядка с хранением и сроками отправки грузов, внедрение современных технологий движения товарно-транспортных документов и упрощение системы оформления грузов увеличит привлекательность морского порта. Осуществление только организационных мер позволит значительно увеличить грузооборот морского, речного портов, аэропорта.
Более капиталоемкий характер имеют предлагаемые в плане проекты реконструкции портовой территории и создания новых портовых районов в Санкт-Петербурге, расширения пропускных возможностей дорожной сети на подъездах к порту и другим узлам обработки грузов, реконструкции речного порта и железнодорожного узла, строительства и расширения аэрокаргоцентра "Пулково".