Действующий

Стратегический план Санкт-Петербурга

1.1. Санкт-Петербург в мировой экономике


Определяющее значение для перспективного развития города имеет его выгодное геополитическое положение в системе мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая роль в соединении России с внешним миром.       

И для России, и для самого Санкт-Петербурга огромное значение приобретает его возрастающая роль в качестве транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения.

Общие предпосылки для этого создаются тенденциями развития мировой экономики. Уже многие годы темпы роста объемов международной торговли превышают темпы роста ВВП примерно в полтора раза, и, по существующим в мире авторитетным прогнозам, эта тенденция сохранится в ближайшее десятилетие. Опережающее развитие международной торговли может способствовать экономическому возрождению Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург выступает сегодня как важный транзитный центр, обслуживая внешнеэкономические связи практически всех регионов России.

В первой половине 1997 г. произошел всплеск проходящего через Санкт-Петербург внешнеторгового оборота России. Он вырос на 13% (экспорт - на 10%, импорт - на 15%) по отношению к такому же периоду 1996 г. При этом внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 25%, а со странами СНГ сократился на 34%.

Основная доля внешнеторгового оборота города приходится на страны с развитой рыночной экономикой (ОЭСР - 67.7%, ЕС - 50.1%). На долю стран Центральной и Восточной Европы остается 12.3%, СНГ - 7.1%.

Основное направление экспортных потоков через Санкт-Петербург идет в Швецию (25%). Значителен экспорт в Финляндию (8%), Германию (7%) и Нидерланды (5%). В 1997 г. заметно выросли экспортные поставки в Литву и Латвию. В структуре транзитного экспорта преобладают сырье и полуфабрикаты. Так, на долю топливно-энергетической продукции в 1996 г. приходилось 38% экспорта, в I полугодии 1997 г. она возросла почти до 41%. Крупнейшими экспортерами нефти и нефтепродуктов являются АООТ "Киришинефтеоргсинтез", ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС", ОАО "Лукойл".

Второе место в экспортных поставках первой половины 1997 г. занимает машиностроительная продукция (21%), затем - поставки черных и цветных металлов (16%).

По импорту приоритет среди стран-контрагентов принадлежит в 1997 г. США, Германии, Финляндии. В товарной структуре импорта лидирует продовольствие (около 50%), затем идет машиностроительная продукция (более 21%).