Это связано в первую очередь с сокращением парка подвижного состава городского пассажирского транспорта (ГПТ). За период с 1990-го по 1996 г. количество трамвайных вагонов уменьшилось на 20% (417 ед.), троллейбусов - на 27% (360 ед.), автобусов - на 44% (2123 ед.). Из оставшегося подвижного состава ГПТ:
- 60% трамвайных вагонов имеют срок службы более 10 лет, и около 8% парка полностью самортизировано;
- 18% троллейбусов имеют срок службы свыше 10 лет, и 3% парка полностью самортизировано;
- 45% вагонов метрополитена имеют срок службы свыше 20 лет, и 3% парка полностью самортизировано;
- 53% парка автобусов имеют срок службы свыше 7 лет.
Нехватка подвижного состава вынуждает закрывать целый ряд маршрутов ГПТ. Так, за последние годы было прекращено движение на 79 автобусных, 3 трамвайных и 2 троллейбусных маршрутах, укорочено 44 автобусных, 30 трамвайных и 5 троллейбусных маршрутов. Последствием этих вынужденных мер явилась утрата прямого беспересадочного сообщения наземным транспортом между центром города и некоторыми периферийными районами. Сокращение маршрутной сети наземного транспорта было произведено преимущественно на направлениях, дублируемых действующими линиями метрополитена. По этой причине, а также в связи с общим снижением провозной способности парка наземного пассажирского транспорта нагрузка на метрополитен значительно возросла.
В настоящее время метрополитен работает на пределе своих возможностей. Так, ряд перегонов между станциями и пересадочные узлы в центре города перегружены на 30-40%. За период с 1991-го по 1996 г. был введен в эксплуатацию только один участок правобережной линии длиной 4.8 км, а в 1997 г. - две новые станции на Правобережной линии. Критическая ситуация сложилась на Кировско-Выборгской линии метрополитена, где из-за аварии между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" более 400 тыс. чел. вынуждены пересаживаться на наземные виды транспорта для передвижения по вышедшему из строя участку. Замедление строительства линии метро от Сенной площади до Комендантского проспекта в существенной степени ограничивает развитие Приморского района.
Деградация общественного транспорта непосредственно сказалась на качестве перевозок пассажиров: значительно увеличились интервалы движения, возросло наполнение подвижного состава, в часы пик число пассажиров на квадратный метр площади пола достигает 8 и более человек (рис.1.14).