Доля отдельных регионов в структуре ввоза
и вывоза потребительских товаров из Санкт-Петербурга
в регионы России, 1996 г., %
| Ввоз в Санкт-Петербург | Вывоз из Санкт-Петербурга |
Всего, | 160 | 100 |
Вклад петербургских властей в развитие межрегиональных связей может заключаться не только в поддержании благоприятного делового климата в городе, но и в защите интересов петербургских предприятий в других регионах.
Некоторые субъекты Федерации сдерживают рыночные связи, нарушая российское антимонопольное законодательство. Вводятся ограничения на вывоз продукции, устанавливается дискриминационный режим по отношению к предприятиям, зарегистрированным на "чужих" территориях. Россия имеет тенденцию к превращению в "удельные княжества", разделенные таможенными барьерами.
Необходимо активно противостоять этой тенденции, используя влияние Санкт-Петербурга в федеральных органах власти. Санкт-Петербург должен стать активным проводником формирования общего рынка в Российской Федерации. Это относится не только к товарному рынку, но и рынку капиталов, труда. Если не считать единой валюты, то по степени интеграции рынков Российская Федерация значительно уступает ЕС. В результате утверждения единого рынка России выиграют все ее регионы, включая Санкт-Петербург.
Источники финансов. Намерения федерального Правительства, отчасти подтверждаемые проектом бюджета на 1998 год, говорят о том, что в ближайшие годы экономика города вряд ли может рассчитывать на существенный госзаказ в области судостроения, атомного, энергетического и тяжелого машиностроения, в том числе от Миноборонпрома и Минатома. Госзаказ на продукцию аэрокосмической промышленности может увеличиться в 1998 г.
Заявленная Правительством России государственная поддержка энергетического машиностроения, большей частью сосредоточенного в Санкт-Петербурге, означает для предприятий, скорее всего, лишь нефинансовые формы содействия со стороны государства - приоритетный внешнеторговый режим и предоставление гарантий под кредитование поставок, правительственную поддержку договоров с заказчиками из стран СНГ и т.п.
Доля Санкт-Петербурга на российском финансовом рынке сохраняется практически неизменной: 2.5-3.1% по краткосрочным кредитным вложениям и около 0.9% по средствам предприятий. Величина последних в реальном выражении за последние год-полтора остается неизменной, тогда как в целом по российской экономике отмечается медленный, но устойчивый рост реальных средств предприятий. Эти тенденции сложились несмотря на то, что для банков властями Санкт-Петербурга установлены самые низкие в стране ставки налогообложения.
Реальный рост долгосрочных кредитов в Санкт-Петербурге отмечается лишь благодаря серии проектов, осуществляемых при участии Всемирного банка и других международных финансовых организаций.
Наиболее крупными источниками инвестиций в экономику Санкт-Петербурга могут стать банки и финансовые группы, связанные с экспортно-импортными операциями с потребительскими и пищевыми товарами. В несколько меньшей степени инвестирование в экономику города и области может быть выгодно группам, связанным с нефтяным бизнесом, экспортом сырья и продукции черной и цветной металлургии.
Согласно заявлениям Минфина, Среднесрочной программе и бюджетному посланию Президента России на 1998 год, основными средствами реализации промышленной политики федерального Правительства станут финансирование работ по патентованию и сертификации экспортных товаров, госзаказы на научно-исследовательские и конструкторские разработки для отдельных, очевидно рентабельных проектов, а также государственные инвестиции на принципах долевого участия (величина последних должна возрасти от 1.8% в 1996 году до 3.5% ВВП в 1998 г.).
При условии реализации такого подхода город оказывается одним из приоритетных регионов для промышленной политики Правительства, что поможет ему сохранить и восстановить статус научно-технического центра страны.