Действующий

Стратегический план Санкт-Петербурга

Таблица 1.4.

     

Доля отдельных регионов в структуре ввоза
и вывоза потребительских товаров из Санкт-Петербурга
 в регионы России, 1996 г., %

  

Ввоз в Санкт-Петербург

Вывоз из Санкт-Петербурга

Всего,
в том числе:
Москва
Смоленская область
Псковская область
Нижегородская область
Краснодарский край
Московская область
Тверская область
Кировская область
Воронежская область

160

24.9
7.2
6.6

5.7
4.0
3.5
3.3
2.8
2.5

100

14.5
0.6
10.0

1.1
2.4
1.2
1.2
1.1
2.5



Вклад петербургских властей в развитие межрегиональных связей может заключаться не только в поддержании благоприятного делового климата в городе, но и в защите интересов петербургских предприятий в других регионах.

Некоторые субъекты Федерации сдерживают рыночные связи, нарушая российское антимонопольное законодательство. Вводятся ограничения на вывоз продукции, устанавливается дискриминационный режим по отношению к предприятиям, зарегистрированным на "чужих" территориях. Россия имеет тенденцию к превращению в "удельные княжества", разделенные таможенными барьерами.

Необходимо активно противостоять этой тенденции, используя влияние Санкт-Петербурга в федеральных органах власти. Санкт-Петербург должен стать активным проводником формирования общего рынка в Российской Федерации. Это относится не только к товарному рынку, но и рынку капиталов, труда. Если не считать единой валюты, то по степени интеграции рынков Российская Федерация значительно уступает ЕС. В результате утверждения единого рынка России выиграют все ее регионы, включая Санкт-Петербург.

Источники финансов. Намерения федерального Правительства, отчасти подтверждаемые проектом бюджета на 1998 год, говорят о том, что в ближайшие годы экономика города вряд ли может рассчитывать на существенный госзаказ в области судостроения, атомного, энергетического и тяжелого машиностроения, в том числе от Миноборонпрома и Минатома. Госзаказ на продукцию аэрокосмической промышленности может увеличиться в 1998 г.

Заявленная Правительством России государственная поддержка энергетического машиностроения, большей частью сосредоточенного в Санкт-Петербурге, означает для предприятий, скорее всего, лишь нефинансовые формы содействия со стороны государства - приоритетный внешнеторговый режим и предоставление гарантий под кредитование поставок, правительственную поддержку договоров с заказчиками из стран СНГ и т.п.

Доля Санкт-Петербурга на российском финансовом рынке сохраняется практически неизменной: 2.5-3.1% по краткосрочным кредитным вложениям и около 0.9% по средствам предприятий. Величина последних в реальном выражении за последние год-полтора остается неизменной, тогда как в целом по российской экономике отмечается медленный, но устойчивый рост реальных средств предприятий. Эти тенденции сложились несмотря на то, что для банков властями Санкт-Петербурга установлены самые низкие в стране ставки налогообложения.

Реальный рост долгосрочных кредитов в Санкт-Петербурге отмечается лишь благодаря серии проектов, осуществляемых при участии Всемирного банка и других международных финансовых организаций.

Наиболее крупными источниками инвестиций в экономику Санкт-Петербурга могут стать банки и финансовые группы, связанные с экспортно-импортными операциями с потребительскими и пищевыми товарами. В несколько меньшей степени инвестирование в экономику города и области может быть выгодно группам, связанным с нефтяным бизнесом, экспортом сырья и продукции черной и цветной металлургии.

Согласно заявлениям Минфина, Среднесрочной программе и бюджетному посланию Президента России на 1998 год, основными средствами реализации промышленной политики федерального Правительства станут финансирование работ по патентованию и сертификации экспортных товаров, госзаказы на научно-исследовательские и конструкторские разработки для отдельных, очевидно рентабельных проектов, а также государственные инвестиции на принципах долевого участия (величина последних должна возрасти от 1.8% в 1996 году до 3.5% ВВП в 1998 г.).

При условии реализации такого подхода город оказывается одним из приоритетных регионов для промышленной политики Правительства, что поможет ему сохранить и восстановить статус научно-технического центра страны.