Действующий

Стратегический план Санкт-Петербурга

Рис. 1.12. Состояние тепловых сетей





Система газоснабжения Санкт-Петербурга и его пригородов, состоящая из 11 газораспределительных станций (ГРС) и 4914 км газопроводов, нуждается в реконструкции и развитии. Действующие ГРС не имеют резервов мощности для увеличения принимаемых объемов природного газа. Более 540 км газопроводов (11% протяженности сетей) отслужили нормативный срок и требуют срочной реконструкции, в год ремонтируется около 30 км.

Электроосвещение города осуществляется через кабельную сеть  протяженностью 1063 км и воздушную сеть протяженностью 2827 км с использованием 118938 светильников наружного освещения. Эксплуатация и развитие электрических установок наружного освещения улиц осуществляется предприятием "Ленсвет" за счет городского бюджета. Ограничение бюджетных средств не позволяет поддерживать сети наружного освещения на должном уровне. Так, в центральной части города степень износа сетей наружного освещения составляет 60-85%.

Таким образом, инженерно-энергетический комплекс не справляется с удовлетворением текущих потребностей экономики и населения. Поскольку по мере выхода из экономического кризиса эти потребности еще увеличатся, серьезная реконструкция городской инженерной инфраструктуры становится еще более актукальной.

Одной из самых острых проблем города является проблема обеспечения жильем. По данным Комитета по жилищной политике, на начало 1997 г. очередь на улучшение жилищных условий составляла около 800 тыс. человек (319 тыс. семей). В том числе 42% - льготные категории граждан. Для удовлетворения потребности в жилье всех очередников требуется порядка 17 млн. кв. м общей жилой площади. В 1996 году движение очереди (за счет всех источников получения жилья) составило всего 2.7%. 24% горожан до сих пор проживают в коммунальных квартирах, 165 тыс. человек - в общежитиях. 18.5 млн. кв. м жилищного фонда составляют дома дореволюционной постройки, большая часть которых нуждается в реконструкции. 2.8 млн. кв. м жилья расположено в санитарно-защитных зонах.

Вместе с тем ввод жилья в 1992-1996 гг. упал в два раза по сравнению с 1980-ми годами. При этом доля ввода за счет бюджетных средств (включая ЖСК) снизилась до 13% (92.8 тыс. кв. м).

Положение дел в сфере содержания и ремонта жилищного фонда также свидетельствует о наличии негативных тенденций и трудноразрешимых проблем.

Отсутствие в последние годы достаточных бюджетных средств на ремонт и реконструкцию жилищного фонда, дефицит которых не покрывается в полной мере привлечением внебюджетных инвестиций, недостаток маневренной и вновь вводимой площади для расселения привели к преждевременному износу жилых зданий, межремонтные сроки возросли практически в три раза. В настоящее время около 8 млн. кв. метров жилищного фонда в центре города требуют реконструкции с прекращением эксплуатации. Вследствие этого увеличилась угроза возникновения аварийных ситуаций.

Существовавший практически до настоящего времени порядок обслуживания жилищного фонда характеризовался затратным механизмом финансирования работ по содержанию и ремонту жилищного фонда. Причем средства на эти цели выделялись по остаточному принципу. Организация управления эксплуатацией жилищного фонда характеризовалась монополизмом государственных ремонтно-эксплуатационных предприятий, функции заказчика и подрядчика совмещались одним хозяйствующим субъектом, что приводило к отсутствию действенного контроля за качеством выполняемых работ и снижению ответственности и заинтересованности данных предприятий в результатах своей деятельности.

Такое положение дел вызвало необходимость проведения реформы в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. В декабре 1996 г. губернатором Санкт-Петербурга была одобрена концепция жилищной реформы, предусматривающая внедрение рыночных механизмов хозяйствования в жилищной сфере. В марте 1997 г. губернатором была разработана и утверждена программа реализации концепции. На сегодня в городе де-юре проведено разделение функций заказчика и подрядчика - в каждом районе созданы Жилищные агентства (заказчик) и Государственные унитарные ремонтно-эксплуатационные предприятия (подрядчики). С целью формирования рынка услуг в данной сфере намечено проведение конкурсов между подрядчиками любых организационно-правовых форм на право получения заказа по обслуживанию жилищного фонда. Практическая реализация продекларированной реформы в жилищном секторе потребует немалых усилий и времени, а ее итоги будут в немалой степени зависеть от политической воли и усилий городских властей.

Транспортная система Санкт-Петербурга по уровню своего развития сопоставима с транспортными системами крупнейших городов мира, а по разветвленности сети наземного транспорта опережает многие города. Длина четырех действующих линий метрополитена составляет 90 км, протяженность сети городского наземного транспорта (по оси улиц) - 1350 км, в том числе сети трамвая - 300 км, троллейбуса - 340 км и автобуса - 710 км. Длина электрифицированных железных дорог в границах городской черты Петербурга - 75 км.