Действующий

Стратегический план Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - главный российский контактный центр Балтийского региона

     


Стабильное развитие внешнеэкономических отношений России с единой Европой предопределяет будущее Санкт-Петербурга как международного торгово-транспортного центра по трем составляющим.

Во-первых, Санкт-Петербург безусловно может и должен развиваться как главное соединительное звено между ЕС и Россией.

ЕС выступает сегодня как ярко выраженный нетто-импортер энергетических и других сырьевых товаров, составляющих основу современного российского экспорта. На долю ЕС приходится 35% товарооборота России, в том числе 32.8% экспорта и 38.5% импорта. С 1994 г. наблюдается устойчивый рост взаимной торговли.

В конце 1996 г. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС. Это Соглашение предполагает, в частности, режим наибольшего благоприятствования на взаимной основе и открывает большие возможности для сближения России с Европой и включения России в мировое хозяйство.

Во-вторых, Санкт-Петербург может стать одним из ключевых звеньев международной транзитной торговли. Комитет планирования стран Балтийского моря в своих прогнозах развития транспортных коммуникаций в регионе на период до 2010 г. отмечает неизбежность все большего перемещения грузопотоков с автомобильных дорог на железнодорожные, морские и речные пути. При этом предполагается, что ежегодные перевозки грузов всеми видами транспорта в Балтийском регионе ке возрастут с нынешних 600 млн. т до 1 млрд. Этот прогноз весьма благоприятен для Санкт-Петербурга.

В 1994 г. Общеевропейская конференция министров транспорта приняла Декларацию по приоритетным транспортным коридорам. Одним из них стал коридор N 9: Хельсинки - Петербург - Москва - София. В сентябре 1995 г. принято решение о продлении коридора N 9 до Греции и включении в него ответвления Москва - Новороссийск. Для Санкт-Петербурга было бы выгодно добиться создания еще одного комбинированного транспортного коридора (условное название "Балтийский мост"), соединяющего морским путем северные страны Европы с Россией через порт Санкт-Петербурга с последующей транспортировкой грузов на суше на Москву, в Центральную Россию, на Урал, в Сибирь.

Создание подобных коридоров предоставляет прекрасный шанс Санкт-Петербургу для развития всего транспортного комплекса, а также связанных с ним экспедиторских, логистических и страховых услуг. Стоит подчеркнуть, что по плану разработки коридора N 9 городу отводится роль одного из трех крупнейших информационно-логистических центров.

В-третьих, Санкт-Петербург должен стремиться к полному использованию своих естественных преимуществ как главных внешнеторговых ворот Северо-Западного региона России.

В сравнительно короткие сроки экспорт только добывающих отраслей Северо-Запада может быть увеличен на 25-30%. Санкт-Петербургу необходимо приложить усилия для принятия на себя значительной части прироста этих экспортных операций.

В то же время с конца 1970-х годов роль города как морского порта союзного значения устойчиво снижалась в результате развития портов в Прибалтике. Строительство Новоталлинского порта и расширение терминала в Рижском порту имело целью освободить Ленинград от транзитного потока нефтеналивных и сыпучих грузов. В настоящее время более 90% грузооборота портов стран Балтии составляют российские грузы, а доход от их перевалки (около 2 млрд. долл. в год) превышает в этих странах поступления от экспорта. Грузооборот прибалтийских портов растет в среднем на 10-12% в год. При сохранении этой тенденции в 1998 году грузообороты Санкт-Петербургского и Таллинского портов сравняются (в 1996 году грузооборот Таллинского порта составлял 75% от Санкт-Петербургского).

В порту Санкт-Петербурга в ближайшие годы может получить дальнейшее развитие прежде всего инфраструктура, связанная с контейнерными перевозками. Здесь Санкт-Петербург в состоянии обеспечить практически весь объем морского грузооборота России с европейскими странами. Санкт-Петербургский порт более удобно расположен по отношению к речным, железнодорожным и автомобильным транспортным системам страны, чем другие порты на Балтике. При этом конкуренция с другими портами на Балтике в сфере качества услуг требует относительно небольших инвестиций.

Второе направление участия Санкт-Петербурга в международном разделении труда - это экспорт продукции предприятий города.