В новых социально-экономических и геополитических условиях для Санкт-Петербурга особую актуальность приобрела задача определения своей роли в России и мире. В соответствии с новой реальностью нужно изменить систему приоритетов, чтобы развитие получили те направления, где город может быть конкурентоспособным.
Как показывает мировая практика, именно в таких ситуациях городу особенно необходим Стратегический план. Именно Стратегический план позволяет объединить усилия городских властей и всего городского сообщества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства. Понимая это и желая создать новые инструменты для ускорения развития города и укрепления его конкурентных позиций, Администрация Санкт-Петербурга инициировала разработку Стратегического плана.
Стратегический план не является, как это было раньше, чисто административным документом. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов населения и при активной роли городских властей. Стратегический план - это не директива, спускаемая от Администрации к предприятиям. Наоборот, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые власти должны предпринять в интересах производителей и населения. Таким образом, в процессе планирования формируется механизм стратегического партнерства в городе - механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.
Понятно, что партнерство возможно, только если оно эффективно для всех участвующих сторон. И этого нам удалось добиться. Предприятия и организации, включившиеся в процесс, получили возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на понимание и поддержку Администрации города. Для предприятий Стратегический план стал не только средством диалога с Администрацией, но и средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими рядом. Создаваемые и постоянно действующие тематические комиссии и рабочие группы Стратегического плана дают каждому из участников возможность вместе с партнерами не только выработать, но и реализовать совместные действия, способствующие развитию данной сферы.
Администрация, в свою очередь, посредством Стратегического плана получила механизм открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.
Не остались в стороне и жители города, которые смогли повлиять на стратегический выбор через систему общественного обсуждения и участия в разработке. Стратегический план дает каждому жителю города уверенность в том, что власти города контролируют ситуацию, знают нужды населения, что в Санкт-Петербурге можно будет достойно жить и эффективно работать.
Процесс работы над планом продолжался с ноября 1996 по декабрь 1997 года. Специально созданное на базе "Леонтьевского центра" проектное бюро сумело привлечь к работе ведущих специалистов, влиятельных политиков, крепких производственников, которые проанализировали тенденции развития, сформулировали представление о приоритетных направлениях и предложили конкретные меры Стратегического плана. Проведены три общегородские конференции, десятки семинаров и совещаний, опрошены сотни экспертов и несколько тысяч горожан, интенсивно работали четырнадцать тематических комиссий и несколько аналитических групп. Создана система органов стратегического планирования, которая включает Генеральный Совет и Исполнительный комитет Стратегического плана, Экспертный Совет и методический семинар, тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам, проектное бюро.
Одним из результатов этой работы стал текст Стратегического плана, изложение которого помещено в настоящей книге. Основное содержание Стратегического плана составляют формулировки главной цели; стратегических направлений, целей, задач, а также конкретных мер. В полную версию плана, занимающую более 1200 страниц, входит еще 16 томов - комплект информационных карт мер Стратегического плана и частные стратегии по отдельным направлениям.
Но, если говорить об итогах работы, то, пожалуй, самый важный результат состоит в том, что у нас сложилась и продолжает расширяться и укрепляться система тематических комиссий и рабочих групп, объединяющих чиновников, бизнесменов, общественных деятелей, занятых реализацией конкретных мер, включенных в Стратегический план.
Не каждый город может создать Стратегический план. Для этого необходимо иметь не только потенциал развития и ресурсы, но и высокую степень согласия в обществе, готовность определить общегородские приоритеты, поступившись частными, ведомственными интересами. Санкт-Петербург известен во всем мире благодаря выдающимся деятелям искусства, культуры, образования, научным школам и производственным коллективам, великолепным музеям и театрам, историческим и архитектурным памятникам. Он обладает уникальной историей, отразившейся во всем его облике и менталитете жителей. Привлекательность городской среды, особенно в центральной части города, высокий уровень образования и культуры горожан, их любовь к родному городу, романтический, притягательный образ Санкт-Петербурга, важное место занимаемое им в мировой культуре и современной экономике - вот та основа, на которой может строиться стратегия развития города, привлечения сюда средств и ресурсов.
Для России Санкт-Петербург - это не только важный транспортный, торговый и промышленный центр. Это второй после Москвы город, сохранивший многие столичные черты в качестве и разнообразии городской жизни, в уровне деловой активности, в образовании, науке и культуре. Это бывшая столица Российской империи, блистательный Санкт-Петербург, который любят и которым гордятся не только все жители Российской Федерации в любых, самых отдаленных ее уголках, но и практически все жители бывшего СССР.
Стратегический план Санкт-Петербурга подписан всеми участниками, взявшими на себя моральные обязательства добиваться реализации зафиксированных в нем мер и придерживаться выбранных приоритетов.
Та часть мер плана, которая выполняется подразделениями Администрации и (или) с использованием городских ресурсов, выделена в отдельный "План действий Администрации по реализации Стратегического плана", который будет находиться под моим постоянным контролем. Думаю, такой же план мероприятий необходим и Законодательному собранию, от которого зависит создание правовой основы достижения целей плана и выделение бюджетных средств под отдельные меры. Через такие планы мероприятий мы сможем увязать стратегические цели и текущую деятельность по управлению городским развитием.
Подписывая этот план от имени городской администрации, я принимаю на себя обязательство всесторонне содействовать достижению намеченных целей в той мере, в какой это зависит от меня и Администрации города. Я убежден, что так же будут действовать и другие участники нашего стратегического партнерства, которыми стали наиболее влиятельные и квалифицированные силы города, искренне желающие процветания Санкт-Петербургу. Это залог того, что план будет реализован!
Губернатор Санкт-Петербурга,
Председатель Генерального Совета
Стратегического плана
В.А.Яковлев